Женский волейбольный клуб «Динамо» (Москва) / Новости

Новости

Юрий Васильевич Мамаев: «Я им всегда говорю: «Вы великие! Вы то же самое в спорте, как Паваротти и Барышников - в искусстве!»

08 ноября 2010
Юрий Васильевич Мамаев: «Я им всегда говорю: «Вы великие! Вы то же самое в спорте, как Паваротти и Барышников - в искусстве!»

Успех спортсмена зависит от многого. Но это многое даётся только здоровым и крепким. Легендарный врач российского волейбола Юрий Васильевич Мамаев рассуждает о разнице женского и мужского спорта, вспоминает курьезные и трагические случаи своей сорокалетней(!) работы и рассказывает о своих любимых женщинах.

-Женский волейбол непредсказуем… Не так ли?

Ю.М.: Женский волейбол - это особенная вещь, и понять женщину- игрока или девочку- игрока- это большое мастерство. Это вам не мужчина! Причина - особенная физиология и функциональные способности женщины.

-Сборная России сейчас на чемпионате мира, как думаете их «понимают»?

Ю.М.: Понимают. Именно поэтому я очень с большим уважением отношусь к Кузюткину. Он  мудрый русский человек, разбирающийся в волейболе как профессионал. Девочки, которые сейчас с ним работают, прежде всего, видят в нём именно российского человека. Капрара, при всех своих заслугах, – итальянец. А не понимая русских женщин, невозможно ими управлять. Разница между россиянками и итальянками во всем: в воспитании, в их жизненном спортивном пути, в их семье. В мужском, конечно, волейболе национальность тоже имеет значение – нашими мужиками мог руководить Шипулин или Зайцев, но не Баньоли.

-Кажется иногда, что женщины и мужчины с разных планет.  А в чем вам видится очевидная разница?

Ю.М.: Женщины в разные периоды своей жизни по-разному могут тренироваться, по-разному могут играть. Очень много факторов, которые влияют на их настрой. Получила ли она звонок из своей семьи? Как у неё там с мужем или с любимым? А у другой ещё есть ребёнок, и тут вообще возникает тревожный вопрос: «Не заболел ли?». Женщина очень остро реагирует на всё происходящее.

-Т.е. мужчина проблемы в голову не берёт?

Ю.М.: Мужчина - это добытчик в семье. У него цель - содержать свою семью. У него есть цель, есть работа. А женщина – помнит ещё и о своём муже и его любви, о своём ребенке, о своих близких. Поэтому настроиться на самую важную игру женщине сложнее, чем мужчине. Кстати, меня особенно удивило, как наши «добытчики» играли с сербами на чемпионате мира. Кто-то сказал, что сербы были злее. Ну как сербы могут быть злее, чем наши мужики? Да этого не может быть!

-«За кулисами» у вас происходит огромная работа: лечение игроков, восстановление и многое другое. Есть, наверняка, секреты?

Ю.М.: Набор фармакологических средств очень широк и одновременно очень узок. Каждому игроку нужен определённый комплекс по восстановлению: Гамовой нужно одно, Бородаковой - другое, а Перепёлкиной - третье.

-Психологически доктор как-то может помочь? Ведь есть такое понятие, как плацебо. Иногда даже 70 % таблетки - это вера в неё, и только 30% - фармакологическое действие.

Ю.М.: Конечно. Когда есть большой опыт работы и, соответственно, большое доверие к врачу. Однако тренер - вот основной психолог. Иногда говорят, что нужен в команду психолог. Но я считаю, что никто не может лучше понять и настроить команду, чем тренер. Карполь, например, был великий психолог и врача, т.е. меня, он использовал не как врача, а как педагога - человека, который общается с игроками, старается их понять, преодолеть травмы, настроиться на игры.

-А есть особенности «психологического климата» в разных командах?

Ю.М.: Я работал всегда в первой команде. Раньше это была «Уралочка». Сейчас - это «Динамо». Разница только в том, что в «Уралочке» фигура номер один - был Карполь. Один человек сумел заключить в себе все функции: он был и генеральный директор, и главный тренер, и  администратор, и психолог, и, наверное, и главный врач. Он руководил всем и вся. Подготовкой и основной команды, и второго состава.   Это великий человек. «Динамо» же, на сегодняшний день, - современный отличный коллектив. С большим уважением и пониманием отношусь к главному тренеру Лосеву и преклоняюсь перед ним, как перед великим игроком. С большим уважением отношусь к администрации клуба. Говорю это не потому, что хочу как-то сейчас про них хорошо сказать, комплимент сделать, но налицо – большая забота руководства о своей команде, в том числе, организация быта и тренировочного процесса на очень высоком профессиональном уровне.

-Чем болеют женщины? Что может помешать успеху?

Ю.М.: Не для интервью будет сказано, но хотя бы взять менструальный цикл! Это очень непросто, и тут надо просто снять перед спортсменками шляпу. Часто бывают простудные заболевания, часто бывают и женские заболевания. Всё как у обычных людей, но здесь нужно очень быстро справляться с болезнью. Игрок же не может с простудой сидеть семь дней, нужно выздороветь за 1-2 дня и выйти на площадку. Игрокам приходится непросто, ну, а доктору нужно тоже торопиться и лечить-лечить, при этом не нанося вред здоровью. У меня был приятель, который работал долго в женском волейболе - Александр Иванович Куликов. Когда  он ушел из женской команды и оказался в мужской, он сказал: «Это же рай!». (Улыбается). С мужиками работать – это рай, вообще никаких проблем. Но я, знаете, прикипел к женщинам! С большой любовью и уважением  я отношусь к ним! Меня волнует и состояние их здоровья, и состояние их семьи… Я работал с самыми великими игроками за последние сорок лет! Я им всегда говорю: «Вы выдающиеся игроки!». Есть выдающиеся актёры, певцы, а они выдающиеся спортсменки. Гамова, Соколова, Артамонова - это как Паваротти или Барышников.

-Наверняка, и у «великих» случалось «воспаление хитрости» или, по-крайней мере, какая-нибудь смешная болезнь…

Ю.М.: Валя Огиенко – была (и есть) такая звезда волейбола, человек высочайшего мастерства, признана лучшим игроком мира… Она была великолепна, но она могла за несколько часов до игры вдруг стать чрезвычайно больной. Я не мог понять, что с ней происходит. А потом выяснялось, что Валя съела огромную палку копчёной колбасы и запила её растворимым кофе с молоком. Она просто лежала и умирала, когда надо было играть!

Или вот ещё случай. Мы ехали в Польшу, и Таня Грачёва с Морозовой взяли с собой какие-то пирожки. Прошла неделя, когда они наконец-то их догадались поесть. Налицо - картина острой пищевой токсикоинфекции. Я, конечно, не понимал, что произошло. Ведь все ели одно и то же, и только эти двое умирают! Потом уже они мне во всем признались.

А вот пример про чудесное выздоровление.  У одного игрока (не назову у кого именно) были очень сильные боли в колене.  Перед важными играми нужно было, учитывая серьезный допинг контроль, ставить ей какой-то укол. Вколол ей дистилированной воды, она играла весь матч и после игры поблагодарила: «Ничего не чувствовала! Спасибо, вам, доктор!» Т. е. сам настрой игрока на эту игру предопределил всё. Достаточно было просто убедить, что это такая инъекция избавит от боли. Вообще, женщины очень терпеливые и выносливые, во много-много раз, конечно, терпеливее мужчин.

- Были и трагедии. В прошлом году случилось несчастье с Наташей Сафроновой и Вы были рядом. Что чувствовали? Понимали, что происходит?

Ю.М.: Наташу я знал с самого детства. Она тогда приехала из Красноярска в «Уралочку», играла в дублирующем составе, потом в основном, потом была в сборной. Все эти годы я её знал: здоровая, очень интеллектуально развитая девочка, с большим талантом. Она рисовала, закончила факультет психологии, она очень неординарный человек! Потом она уехала в Одинцово, продолжала играть в сборной, и потом мы встретились уже в «Динамо». Катастрофа, которая случилась с ней, произошла на моих глазах. Фактически, если бы я ждал скорую помощь, а не увёз её в центр Бронштейна на руках, она должна была погибнуть. Время решало всё. С той патологией, которая у неё была - врожденная мильформация сосудов головного мозга,- ситуация развивалась в секунды.

-Вы волновались? Четко понимали, что нужно делать?

Ю.М.: Я видел, что это резкое нарушение кровообращение сосудов головного мозга. Чем оно вызвано, сложно было представить. Потому что это игрок, это здоровый человек. Она просто легко разминалась, делала обычное упражнение, которое делала тысячи раз. И вдруг такое произошло. Дальнейшая госпитализация, лечение в Германии, возвращение сюда - это огромная заслуга клуба «Динамо», то, что они пошли на это. Наташа выжила, хотя все специалисты, видя её состояние, говорили, что ей отведены минуты! Но она справилась, и для нас - это большое чудо и счастье. Сейчас она чувствует себя лучше и лучше. Пока она инвалид, но я думаю, что в итоге она сможет ухаживать за собой сама.

-У Наташи – тяжёлый патологический случай, который невозможно было предвидеть, но сейчас много возникает проблем у молодых игроков. Что можете посоветовать спортсменам? Как сохранить здоровье?

Ю.М.: Некоторые, кто сейчас приходит из детских школ, уже страдают многими хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Может, это проблема тех методик, которые сейчас используют. Это ненормально, когда есть такие болезни  у игроков, которые только начинают свой путь. Поэтому очень важен детский тренер, который должен соизмерять физическую нагрузку с растущими детскими косточками.