Прямая речь

20 октября 2011

МЫСЛИМ СООБЩА. ДИАЛОГ НА ПУТИ К ИСТИНЕ. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ ПОИСКА

 Елена ГОДИНА:  Знаменитая волейболистка Елизавета Тищенко-Брахт не первый год работает в отделе телевидения и маркетинга FIVB. Наша беседа о предложении друг другу своего рода информационного сотрудничества, тут же переросла в небольшую дискуссию по наболевшим вопросам как российского, так и международного волейбола.  Памятуя о выступлении сборной на чемпионате России, мы затронули тему подготовки молодых волейболисток для резерва не только клубов, но и сборной. Лиза вспомнила о своем недавнем интервью в «Спорт-экспресс» и конкретизировала свою точку зрения о том, что не только на методиках Николая Васильевича Карполя учился весь мир.  Общими усилиями выработана система подготовки и обучения кадров. За рубежом немало сильных и известных специалистов волейбола обогатили тренерскую мысль.  Наряду с особенностями той или иной тренерской школы существуют общепринятые базовые принципы. 

Хочу заметить, что даже прекрасная подготовка резервов не гарантирует «вечных» побед на взрослом уровне. Это тоже надо сознавать.  Спорт есть спорт.  Перед нами совсем недавний пример серии успешных выступлений женской сборной Голландии под руководством Авитала Селинджера. Напомню, что в распоряжении Селинджера несколько лет подряд находились почти все игроки сборной Голландии в руководимом им клубе «Амстелвеен». Причем это решение сопровождалось постоянным совмещением должностей Селинджера как главного тренера клуба, так и сборной команды. Это вывело сборную Голландии в число ведущих команд мира.  Но, к сожалению, и этот метод исчерпал себя, так как молодежи много не прибавилось, а те игроки, которые составляли мощный костяк сборной Голландии, особенно на последнем чемпионате Европы, в силу многих причин уже не показывали уровня, достойного наград первенства. После чего совсем недавно последовали кадровые перестановки в штабе команды.

 Мы помним резкий прогресс в конце 90-х итальянского волейбола. Хотя клубный волейбол в Италии еще раньше был одним из самых сильных в Европе и мире. Опыт национального чемпионата, постоянная открытость к обучению и преобразованиям вылилась в сенсационные успехи сборной. Однако сейчас мы наблюдаем и в Италии упадок. Большинству игроков сборной уже за тридцать, а ближайший резерв пока не способен решать высокие задачи.  Хотя итальянские девушки, наряду с Сербией, выигрывают массу соревнований своего возраста.

 

Описание: C:\Users\digital\Desktop\pereval\serb4.jpg

У  диагональной Йованы Бракочевич в детстве дома висел плакат ее волейбольных кумиров братьев Грбич, выросших, как и она, в небольшом городке Зренянин. Под неусыпным взором земляков-чемпионов девушка быстро доросла до уровня сборной Сербии и в свои 23 года доставляет огромную радость соотечественникам и лично президенту Федерации волейбола Сербии Александру Боричичу (на фото)

 

 Анатолий ПОЛЯКОВ:  Подхвачу эстафетную палочку.  Есть еще такой своеобразный феномен, как американский волейбол.  Как известно, его особенность заключается в том, что в США нет полноценного чемпионата страны, – его отчасти заменяет студенческое первенство (NCAA), – а кадры для сборной откуда-то берутся.  Причем давно – не одно десятилетие.  Все началось в мужском волейболе, где основы всего сущего заложил знаменитый тренер Даг Бил, но и женщины ведь подтянулись со временем! Молодые, неизвестные волейболистки «засвечиваются» сразу в национальной сборной, как Хукер, Алиша Гласс, Ходж (список последних «звезд» можно продолжать), или приезжают в Европу, где тоже обнаруживают прекрасную техническую и тактическую подготовку, сразу утверждаясь в основном составе достаточно сильных итальянских клубов.  Насколько мне известно, в США тоже действует свой волейбольный «инкубатор» по воспитанию волейбольных кадров.  Не помню точно где – то ли в национальном спортивном центре в  Анахайме (Калифорния), то ли где-то в штате Колорадо. И  выучка волейболисток по стандартной схеме настолько хороша, что они собираются незадолго до крупных международных соревнований все вместе из разных стран и быстро находят общий язык.  Такое впечатление, что тренер Хью Маккатчеон собирает «пазл» из любого материала.  Как здорово атаковала и, особенно, подавала Николь Фоссет, проведя один сезон в российском чемпионате! А она, между тем, крайне редко попадает в основной состав сборной США.  Вывод из этого американского пример простой:  масса волейболисток обучены по современной, стандартной методике  в юниорском возрасте.  Их извлекают на свет Божий, бросают в пекло волейбольных сражений, и они самостоятельно барахтаются вдалеке от родины, героически преодолевают трудности роста.  Конечно, тут еще сказывается американский менталитет, стрессоустойчивость.  Вот посмотрим в этом сезоне в итальянском чемпионате на новеньких талантов из США – высокорослую доигровщицу «Скаволини» Аликс Клинеман и пасующую «Бусто Арсицио» Карли Ллойд.  Их клубы, кстати, в субботу играют между собой, но обе эти волейболистки сейчас помогают своей сборной на Панамериканских Играх в Гвадалахаре.  Туда поехал второй состав сборной США, составленный как раз из перспективных волейболисток.

Елена ГОДИНА:  Вернемся к российскому волейболу. Лиза Тищенко вспоминает, как при «Уралочке» была  налажена работа детских спортивных школ, эта система работала тогда во всех крупных республиках, областях и городах бывшего СССР. Но, замечу, что эта система была выстроена в основном на государственные деньги, которые распределялись для спортивных обществ, которые и поддерживали существование детских спортшкол.  В дальнейшем их воспитанницы попадали в Училища олимпийского резерва, и далее шло распределение по командам соответствующих территориальных образований. Финансовыми ресурсами спортивных обществ являлись взносы граждан в профсоюзы соответствующих организаций. Теперь в стране совершенно другие бюджетная и налоговая система, произошли изменения во всех производственных и социальных сферах. Но ресурсы есть. Другое дело, насколько эффективно они используются.

 И вот здесь, на мой взгляд, есть решение, не подразумевающее под собой кардинальных изменений в системе работы ДСШ. Стоит подумать о том промежуточном этапе, когда выпускницы спортшкол начинают свое выступление за команды низших дивизионов и молодежных команд. Именно здесь начинается та пропасть, которая разделяет уже сформировавшихся игроков с теми, кто еще не потерян, а только начинает первые шаги в большом спорте. Юные игроки попадают в команды к низкоквалифицированным специалистам, которые, к сожалению, не могут вывести даже самых талантливых на новый уровень игры.  Не нужно забывать, что волейбол – командная игра, и это большое счастье, что Николай Карполь вовремя обратил внимание на талантливую девочку Катю, играющую за челябинский «Метар», и взял ее работать в свою команду. Совсем юную девочку, из которой он воспитал нашу с вами общую гордость, игрока, которого знает весь мир, и которую FIVB и Лизин отдел первой включили в свой проект супергероев волейбола.

Очень мало, к сожалению, осталось таких специалистов, которым было бы по силам воспитывать будущих игроков экстра-класса в  возрастном диапазоне от 15 до 18 лет. Пример тому, Сергей Овчинников, работавший с фарм-клубом «Динамо»,  в котором в это время играла Таня Кошелева и много других игроков, которые впоследствии разошлись по ведущим клубам страны. Кошелева и Овчинников продолжают свое сотрудничество в краснодарском «Динамо». Но на место Овчинникова и Кошелевой должны прийти другие люди, должно быть постоянное обновление и преемственность, открытость к постижению нового, как со стороны игроков, так и тренеров.

Поэтому мы, люди, работающие для продвижения волейбола, должны проводить как можно больше мероприятий для объяснения технологии понимания того, из чего составляется игра. И направлены они должны быть не только на воспитание нового поколения игроков, а, в первую очередь на развитие, если хотите, переподготовку, тренеров. А эти мероприятия должны проводиться при поддержке и организации со стороны ВФВ. Здесь наши задачи с Лизой немного разнятся, ведь она работает на самом высоком уровне организации волейбольного процесса, а я буду пытаться укреплять его снизу, в нашем российском родном волейболе.

 

Описание: C:\Users\digital\Documents\italia\beltrami3.jpg

Когда Елена Година в 2005 г. играла в итальянском «Кьери», Алессандро Белтрами возился с детишками.  Сейчас он тренирует выступающую в серии А1 взрослую команду «Кьери», будучи на 8 лет моложе диагональной А.Зетовой.  В свои 30 лет Белтрами с юношеской пылкостью инструктирует волейболисток. В ходе тайм-аута в матче открытия сезона с Бергамо его подопечные хохотали до упада над одной из шуток тренера с серьгой в ухе и модной молодежной прической.  Тут есть над чем задуматься – вряд ли это тренерский гений, но система подготовки кадров в Италии дает «добро» столь молодому наставнику

 

Анатолий ПОЛЯКОВ:  Мне трудно судить о деталях подготовки волейбольных резервов – как в СССР, так и в России.  Вы, Елена, знаете российские особенности изнутри, поскольку прошли через все это в 90-е годы.  Вам и карты в руки, что называется... Поэтому я поделюсь общими соображениями, которые могут родиться в голове любого пытливого болельщика со стажем. Тут, мне кажется, нужно различать два уровня воспитания кадров.  Базовая подготовка (до 15-16 лет) и последующая стадия перехода во взрослый волейбол, которая иногда растягивается надолго, а иногда сжимается до предела, как это произошло совсем недавно с моей любимицей Татьяной Кошелевой.  Соответственно, есть недостатки, пробелы в базовом волейбольном образовании, а есть трудности, препятствия при адаптации молодого игрока к игре на высшем уровне, во взрослом волейболе.  Причем и в том, и в другом случае речь идет не о частностях, а о широко распространенной проблеме.  Вот Вы упомянули пример плодотворного сотрудничества С.Овчинникова и Т.Кошелевой в фарм-клубе «Динамо», а я на правах очевидца десятков матчей Татьяны скажу Вам, что она начала сносно принимать лишь в 2009 году.  А до этого на приеме мяч от нее отскакивал не совсем туда, куда нужно было связующим «Заречья», где она играла.  Не знаю, какую роль тут сыграл тренер клуба В.Панков, но в упомянутом году Татьяна вдруг начала серьезно прибавлять на приеме подачи, а соперницы постепенно перестали метить в нее с 9-метровой отметки.  Думаю, в данном случае сказался ее характер – разозлилась на собственное несовершенство и упорно занялась искоренением недостатка! 

Однако говорю я это Вам с единственной целью:  даже тренер с прекрасной репутацией не смог научить или заставить – как хотите – юную и уже талантливую доигровщицу качественно играть на приеме, когда ей было 15-16 лет!  Какой спрос тогда с других наставников подрастающего поколения? Почему так происходит? Это повсеместное явление – приоритет атаке при забвении многого другого, в первую очередь, приема и тактической подготовки? Даже Карполь криком заставляет волейболисток «Уралочки» двигаться в ходе игры, а не стоять на месте!  А они это должны уметь делать автоматически – с юного возраста.  Мне кажется, что у нас в стране извечно сидит превратное представление о волейболе, как об игре, где надо всего лишь научиться наносить мощный атакующий удар.  Такая в России генетика волейбола!  Может, надо начинать менять представления детских тренеров о современном волейболе? А дети подтянутся?   Вы, Елена, в разных странах играли и краем глаза видели, чему и как учат детские тренеры…

Продолжение следует

Комментарии(3)

Digger2012-01-16 14:32
Didn't know the forum rules allowed such brliilant posts.
Андрей Николаевич2011-10-25 20:48
Основу старой (советской) системы составлял отбор из огромного количества
тщательно "просеиваемых" на разных уровнях талантов. Таким образом в сборную попадали только те, кто (помимо техники и физики) обладал сверх устойчивой психикой от природы.

Работая детским тренером, можно было жить достойно, например, получить от государства квартиру. Была создана сеть спорт школ (ДСШ, ДЮСШ, СДЮСШ, СДЮШОР), в которых тренера ковали молодые кадры с полной самоотдачей. Детские команды очень много ездили по всей стране на разные турниры, получая бесценный игровой опыт.

Теперь эта пирамида рухнула. Детских школ стало меньше. Многие талантливые наставники не пошли детские тренера (за копейки полноценно работать согласились лишь единицы).
Оставшиеся вынуждены набирать побольше "часов", чтобы хоть как-то свести концы с концами. Не удивительно, что многие нынешние тренера спешат, прессуют, "срываются" на детей даже в неофициальных играх, в итоге ломают психику, дети начинают бояться ошибиться в игре, в юношестве эта боязнь лишь укрепляется.

Волевые игроки пытаются всячески искоренить последствия пси-травм, зачастую просто клин-клином, но без правильной методики по науке мало что получается. Талантов "на гора" спорт школами выдается раз, два и обчёлся. Причём многим из них требуется специальная психологическая подготовка. А вот оной никто толком и не владеет.

Более того, если раньше спортсмен был спокоен и уверен (если что, Родина вылечит и
накормит), то теперь, в период дикого капитализма, спортсмены из не шибко
богатых видов (в том числе волейбола) попадают под двойной стресс и очень нуждаются в грамотной психологической разгрузке, а её как раз и нет нигде: ни в школах, ни в клубах.
Владимир Байле2011-10-20 16:51
Все конечно начинается с спортшкол. Послушаешь детских тренеров,только и слышно,кто на сколько вырос в см, да на сколько еще вырастет к выпуску,чтобы продать возможность была.А как воспитанники осваивают технику и тактику, как развивают игровое мышление, почти не слышно. Это уже на втором плане,т.к. маломерку,будь он трижды по игроцки талантлив никто смотреть даже не будет. Все эти постулаты и приводят к проигрышам в важных играх. Недавний пример из нижегородского волейбола. Вот заехал в нашу "Губернию" Никола Ковачевич из Сербии, чемпион Европы.Совсем не великан 193, а в нападении и на блоке чехлит любого,да и в защите наверное равных нет в российском чемпионате. И делает он это не из за физухи какой то сумасшедшей. В первую очередь мозги игрока с Большой буквы он имеет,да филигранную, поставленную в детстве "техничку". Вот о чем надо задумываться впервую очередь тренерам и методистам волейбольным. Надо учить и воспитывать игроков,а не тупо растить терминаторов.