Женский волейбольный клуб «Динамо» (Москва) / Новости

Новости

Владимир Зиничев: «Надо выслушать мнения специалистов»

25 сентября 2012

  Генеральный директор московского «Динамо» Владимир Зиничев в интервью сайту агентства «Юниверсум» рассказал об обстоятельствах поиска нового тренера после трагической гибели Сергея Овчинникова и поделился своим видением проблем российского чемпионата.

- Ситуация с потерей главного тренера в преддверии старта сезона совершенно патовая. Как возникла идея с приглашением Светланы Илич и сколько времени ушло на ее практическое воплощение?

- Конечно, мы задумались о поиске нового тренера, как только стало известно об этом печальном и трагическом событии. Сами понимаете, что приготовиться заранее к такому  невозможно. С Сергеем у нас был контракт еще на два года. При его активном участии и под его видение волейбола формировалась команда, подбирались игроки. Таким образом, смена на любого тренера менее чем за месяц до начала официальных игр – форсмажор. Поэтому мы оперативно оценили существовавшие на рынке возможности, прикинули, кто из тренеров уже имел опыт работы с женскими командами на соответствующем уровне, плюсы и минусы возможных претендентов. Помимо этого, к нам поступило несколько предложений от разных специалистов. Учитывая то состояние, в котором оказались некоторые девушки, проработавшие с Овчинниковым практически круглый год и в клубе, и в сборной, мы решили, что нам нужен такой тренер, который, с одной стороны, смог бы понять состояние женского коллектива как бы изнутри, а с другой – обладал бы соответствующей мотивацией и набором профессиональных качеств. Ну, и еще одна немаловажная составляющая – языковой барьер, которого нам очень хотелось избежать. Илич свободно говорит по-русски, конечно с  акцентом, но вполне приемлемом для полноценной работы, так сказать, в режиме он-лайн. Переводчик ей точно не требуется. Если исходить из этих факторов и еще ряда дополнительных, можно понять основные причины нашего выбора в пользу Илич, хотя были и другие критерии. 

- Светлана Илич будет работать с той же группой специалистов, что и Овчинников, или в штабе команды произойдут еще какие-то изменения?

- Нет, по крайней мере, на предстоящий сезон никаких изменений у нас не запланировано. Я лично нашим штабом очень доволен. Как вы знаете, ряд специалистов работает у нас уже много лет, а в этом году присоединились еще хорватский тренер по физподготовке и Александр Сукомел, перешедший из краснодарского «Динамо».

- Вскоре «Динамо» предстоит старт в Кубке России. С учетом недавнего решения ЕКВ не предоставлять места в Лиге чемпионов  победителям национальных Кубков, насколько проиграл этот турнир в привлекательности? Можно ли ожидать, что часть клубов фактически откажется от борьбы за трофей?

- За другие команды мне сказать что-то сложно. Я считаю, что само это решение не имеет под собой логики. Думаю, что в каких-то отдельных, не «волейбольных» странах, где и уровень-то и чемпионата невысок, ЕКВ могла бы произвести такую коррекцию, хотя  и там ни к чему искусственно занижать мотивацию спортсменов. Зачем вмешиваться во внутренние дела, я не понимаю. Ведь для того, чтобы поднять статус Кубка России была проделана большая работа… Достаточно вспомнить последний финал, нашу игру с Казанью. Неужели победитель такого турнира не достоин выступить в европейской Лиге чемпионов?  С другой стороны, надо понимать, что Кубок России ценен не только путевкой в Лигу чемпионов, но и сам по себе. Уверен, что для многих клубов победа в Кубке – это просто предел мечтаний. Не думаю, что накал борьбы как-то резко снизится в этом году, тем более, что шансы, что это решение ЕКВ будет отменено, пока существуют.

- В межсезонье «Динамо» сделало ряд ярких приобретений на трансферном рынке. С их учетом за что может и должна бороться команда в этом году?

- Сегодня у нас состоялась встреча команды с президентом клуба – Ловыревым  Евгением Николаевичем. На ней присутствовали  представители федерации Владимир Леонидович Паткин и Владислав Валерьевич Фадеев. Были поставлены вполне конкретные задачи: выиграть один из российских турниров и играть в финале другого. Что же касается Лиги чемпионов, то тут мы должны, как минимум, дойти до финала четырех. На этой же встрече выступила Светлана Илич и наш новый капитан. В этом сезоне капитаном команды выбрана Мария Перепелкина. 

- Были ли в минувшее межсезонье у команды трансферные цели, достичь которых не удалось?

- Команду, к нашему глубочайшему разочарованию, покинула Светлана Крючкова. Не буду скрывать, что не ожидал этого от Светы. У нас была беседа, она готова была подписать контракт, дала свое согласие. Я поверил ей, не стал форсировать ситуацию, но, как видите, дело развернулось по-другому, у наших коллег из Краснодара нашлись аргументы повесомее. При этом, конечно, этот выбор Светланы – ее законное право.

На слуху и наши переговоры с Анджелиной Грюн. До самого конца лета она не принимала решения о месте продолжения своей карьеры. В итоге она получила очень выгодное коммерческое предложение от «Рабиты», которая кроме всего прочего принимает участие в клубном чемпионате мира, а Анджелина в этом турнире еще не участвовала. Мы же до последнего рассчитывали на то, что наша федерация все-таки пересмотрит порядок заявки иностранных игроков. Если помните, в прошлом феврале мы вынуждены были досрочно расстаться с нашей кубинской доигровщицей Яймой Ортис. В условиях действующего в России порядка заявки на сезон и использования легионеров, оплачивать услуги дорогостоящего игрока только для выступления в Лиге чемпионов нам не по карману. Так что отсутствие разумной возможности преодолеть искусственно ослабляющий команду барьер нас тоже сильно расстроило. Вы же прекрасно помните, какую роль Грюн сыграла в ключевых играх предыдущего сезона. Это уникальный игрок, замечательный человек, она внесла значительный вклад в формирование команды, была нашим капитаном.

- Ваша позиция по лимиту на легионеров хорошо известна. Традиционным аргументом защитников действующего лимита являются успехи мужских команд на уровне клубов и сборных. До какой степени победа мужской сборной на Олимпиаде связана с этим, на ваш взгляд, и как эта победа повлияет на судьбу вопроса о легионерах в России?

- Любые протекционистские меры, будь то в экономике или в спорте, должны иметь под собой какую-то вполне практическую цель. Нельзя все время повторять как заклинание ничем и никем не подтвержденный тезис, что лимит помогает растить молодых российских игроков. Тренеры и руководители клубов ведь не случайно высказываются постоянно за смягчение лимита именно с целью обеспечить лучшие возможности для подготовки молодежи, повышения профессионализма национальных спортсменок, остановки уже выходяшей за рамки здравого смысла гонки сумм контрактов. Есть несколько базовых механизмов, позволяющих выращивать молодежь: детско-юношеские школы, соревнования на разных уровнях, система профессиональных лиг, в которой каждая следующая лига сильнее предыдущей и так далее. Далее мы доходим до суперлиги, турнира, в котором игроки должны закаляться в жестких стыковых играх. Не должно быть так, что по ходу сезона у нас интересные  матчи только между несколькими клубами, а остальное время мы тратим на сплошные перелеты. Разве это способствует росту перспективных игроков, как утверждают защитники лимита? С другой стороны, как правило, находящийся на контракте тренер, тоже сам себе не враг, он никогда не поставит на ключевую игру молодого, необстрелянного игрока вместо опытного в условиях, когда от него, тренера, требуют только результата. Сейчас  молодой игрок в клубах, которые борются за титулы в любых соревнованиях , приобретает опыт не за счет постоянной игровой практики, в суперлиге у него такой возможности, как правило, просто нет, а за счет постоянной работы с опытными, зрелыми профессионалами. Ведь  если клуб приобрел себе всего двух, но очень дорогостоящих иностранцев, скажем, связующего и центрального, он что, будет по ходу сезона отдавать эти места молодым? Да никогда же не будет, эти места теперь железно будут закреплены за легионерами. Если ограничивать только количество легионеров, без персоналий, в заявке на каждый матч, появятся дополнительные возможности для молодежи, к тому же возрастет конкуренция за место в составе, в целом. Надо разрешить все, что поднимает уровень национального первенства, уровень волейбола. Сейчас все больше региональных руководителей стремятся иметь у себя хорошие команды, изыскивая дополнительные средства, вот и  бегают лидеры сборной из клуба в клуб, а общий уровень первенства и профессионализма не растет.

Подчеркиваю, позиция, которую я защищаю, не подразумевает обязательно, что количество легионеров на площадке изменится, более важно, чтобы большее количество иностранцев, три или четыре, могли участвовать в подготовке команды. Не следует шарахаться из крайности в крайность, надо принимать сбалансированные решения. Сегодня же в России принята чрезмерно жесткая, крайняя позиция. Все, кто сегодня серьезно работают в женском волейболе, включая Николая Карполя, утверждают, что такое положение о лимите сдерживает успехи наших клубов и препятствует развитию чемпионата. Кроме того, лимит на легионеров, вкупе с отсутствием конкуренции на среднем уровне, уже привел к огромному росту зарплат в волейболе. За последние восемь лет контракты игроков, по моим прикидкам, выросли где-то в 80 раз. И никакой контроль бюджетов здесь не поможет, надо быть реалистами. Остановить этот рост можно только через создание нормальной конкурентной среды. Если мы действительно заботимся о российском чемпионате, мы должны регулярно собирать и прислушиваться ко всем ведущим специалистам, которые ведут практическую работу. Если не верить своим же тренерам и специалистам, то кому же тогда верить?

- Нынешнее поражение женской сборной в четвертьфинале Олимпиады – трагическая случайность или результат системных стратегических ошибок?

- В принципе, все случайности – закономерная часть некоего общего процесса. Конечно, не повезло. Нагляднейший пример – пара эйсов Тетюхина, с одной стороны, и ряд не реализованных матч-боллов женской команды – с другой. И диаметрально противоположные результаты в итоге. Но спорт состоит из случайностей, за это его и любят. Но те проблемы российского чемпионата, которые мы с вами отчасти обсуждали, не сказаться здесь не могли. Нерешаемые проблемы клубов - прямой путь к проблемам в сборной. Кроме того, не нужно забывать, что тренер был утвержден в должности всего за полгода до Олимпиады. По всем практическим методикам тренер должен назначаться  на целый цикл. В силах Овчинникова было только попытаться нащупать то сочетание игроков, которое в отдельно взятом турнире могло бы принести результат. Он и попробовал, взял на себя ответственность. Например, я знаю его мнение о Жене Старцевой – он считал, что эта связка стоит особняком в России. Но кто знает, может быть, на этом этапе ее карьеры им было допущено преувеличение, может быть сборной могла бы помочь Марина Акулова. Много неизвестного тут. Сослагательного наклонения история не приемлет. Представьте себе на секундочку, что американки не стали бы упираться в последнем, не нужном им матче группового этапа с Турцией. Бразилия не вышла бы в плей-офф, и все повернулось бы иначе, возможно, мы выиграли бы Олимпиаду, а бразильского тренера, которого сейчас  превозносят до небес, по образному выражению Владимира Алекно, закатали бы в асфальт… Это спорт. Те, кто в нем работают, не имеют права поддаваться эмоциям, а должны здраво оценивать существующие проблемы и методы их решения.