Волейболистки московского «Динамо» триумфально провели сезон-2022/23 — на их счету победы в чемпионате России, в Кубке России и на Спартакиаде сильнейших в составе сборной Москвы. Для столичного клуба это восьмой титул чемпиона страны.
Многолетний лидер «Динамо» и сборной России, чемпионка Европы Ирина Фетисова в интервью «Матч ТВ» рассказала, каким получился победный путь в сезоне и что она чувствует, покидая любимую команду, а также поделилась ожиданиями от выступления за турецкий «Фенербахче» и оценила последние рекомендации МОК по допуску россиян на международные соревнования.
— Для тебя это пятое золото чемпионата России. Каким оно получилось в этот раз?
— Очень рада, что мы смогли добиться такого результата. Мы работали много, работали хорошо. Не могу сказать, что это закономерность, потому что «Локомотив» (соперник «Динамо» по финалу — Прим. ред.) тоже показывал достойный уровень волейбола. Но как итог — золотые медали чемпионата России, Кубок России и победа в Спартакиаде. В этом сезоне мы выиграли всё. Это показатель того, что работали мы добросовестно, и наши труды не прошли зря.
— Какие мысли были, когда «Локомотив» относительно легко победил в третьем матче финала, а у «Динамо» многое не получилось?
— Мысли были только о своей игре, потому что в третьем матче мы проиграли, так как не показали тот уровень волейбола, на который способны. Чего-то нового «Локомотив» не показал. Ранее было две игры, мы приехали в Калининград, и особо уже нечего было разбирать, потому что до этого прошло несколько собраний команды. Мы знали, что может преподнести «Локомотив», акцент был только на нашей игре. Исправили некоторые недочеты, немного подкрутили расстановки. В итоге мы победили, значит, это сработало.
— В том матче полный зал «Локомотива» давил своей поддержкой. Как ты воспринимаешь во время игр такую поддержку соперника, и свист и гул на подаче твоей команды?
— Люблю играть в Калининграде, болельщики там замечательные. Несмотря на то, что там активно болеют за «Локомотив», всё равно приятно находиться в такой атмосфере. Насколько я знаю, на одном из матчей было около шести тысяч болельщиков, это здорово.
— Что говорили в раздевалке перед четвертым матчем?
— Мы говорили только о нашей игре. Не буду раскрывать всё, что мы обсуждаем в раздевалке, это часть командной химии. Мы отталкивались от своего волейбола что на собрании с тренерами, что в раздевалке с девочками.
— Обычно ты неэмоциональна во время игр на площадке. Но даже ты проявляла эмоции в четвертом матче, кричала от радости.
— Все знают меня как неэмоционального человека на площадке. Я не люблю особо распыляться в игре, мне это мешает. Не знаю, хорошо это или плохо, что я вела себя более эмоционально, чем обычно. Видимо, это нервы. Всё делала от души, никакой актерской игры.
— В золотом матче финала ты же установила личный рекорд в карьере — 11 результативных блоков за игру!
— Да, я очень рада, что поставила новый рекорд. Я уже давно не показывала такой уровень на блоке. Опять-таки спасибо нашему тренерскому штабу, аналитикам, которые разобрали «Локомотив», объясняли нам, как нужно перемещаться по площадке, где надо блокировать. Это не только моя заслуга, но и большая работа тренерского штаба.
— И «Динамо» поставило 25 блоков за четыре сета, вы просто задавили соперника блоком.
— Я безумно горжусь этим фактом, потому что блок для меня — любимый элемент. Получается, не только я одна поняла, что нужно делать, а вся команда внимательно слушала указания на собраниях.
— Как отметили победу? Силы были отмечать?
— В Калининграде отметили достаточно спокойно, потому что улетали домой на следующий день. После победы приехали в отель, выпили шампанского, сказали пару тостов и разошлись. А в Москве мы собрались в ресторане, отметили всей командой. Был очень душевный вечер, хорошо отдохнули, мне всё очень понравилось.
— «Динамо» же не стало заранее покупать победное шампанское. Правильно, что так поступили?
— Лично я не верю в суеверия. Помимо руководства клуба, у нас самих было предостаточно суеверий в раздевалке, которые мы соблюдали перед четвертым матчем. Рассказывать о них не буду, но я считаю, что не суеверия нам помогли, а лишь наша командная игра принесла такой результат. Но если кто-то верит в это, почему нет, будем суеверными.
— Специалисты отмечают прогресс Иры Капустиной, которая пришла в «Динамо» из «Липецка» и за сезон серьезно прибавила. Особенно ярко она проявила себя в финальной серии. Ты была внутри команды и видела рост Иры как игрока. Что можешь сказать о ее успехах?
— Я считаю, что прогресс Иры — это в первую очередь плоды большой работы самой Иры. Это доказывает, что она очень хорошо тренировалась. Также это результат работы нашего тренерского штаба, который прилагал усилия для того, чтобы Ира прибавляла во всех элементах. Я очень рада за нее. Помимо того, что все знают Иру как сильного нападающего, она хорошо проявила себя на приеме, стала лучше играть в защите. Уверена, с годами, с опытом эти умения будут только совершенствоваться. Ирочка, желаю тебе прогрессировать и на блоке тоже, ты большой молодец.
— Ты играла в «Динамо» с 2015 года. Что для тебя значит этот клуб и что ты испытываешь, покидая «Динамо»?
— В данный момент у меня еще продолжается чувство эйфории от победы, эмоции еще не улеглись. Чувство грусти было сразу после игры, потому что я поняла, что покидаю команду. Но это было мое решение, я сама захотела продолжить карьеру в другом клубе. Я очень благодарна «Динамо», что в 2015 году заметили меня, 20-летнего игрока, и пригласили к себе в такой топ-клуб. Меня сразу поставили в состав, спасибо за доверие, за отношение, за веру в меня. Все эти годы я старалась добросовестно и порядочно относиться к клубу и нашему делу. Взаимное уважение — очень важный аспект. Думаю, я работала хорошо. «Динамо» — это моя семья и мой дом. Может быть, когда-нибудь еще встретимся.
— После финала я спросил Наташу Гончарову про твой уход. Она сказала следующее: «Моя любимая Ирочка уходит из команды, мне очень жалко. Помимо того, что мы много лет играли в одной команде, мы дружим с ней вне площадки. Желаю Ире успехов! Для нее это новый вызов. Думаю, Ира покажет себя в чемпионате Турции с лучшей стороны, потому что она игрок высочайшего уровня». Что можешь ответить Наташе?
— Мне очень повезло, так как я работала с профессионалами, а в одном профессионале нашла друга. Спасибо Наташе за такие теплые слова! Играть с ней — большая привилегия, она мастер своего дела. Я буду скучать по Наташе, но контакт не будет потерян. Я уверена, она будет брать трубку. Я знаю, что Наталия прочитает это интервью: Наташа, бери трубку!
— И в гости наверняка сможете ездить друг к другу.
— По ходу сезона будет не так легко с этим, потому что выходных у нас не так много — в «Динамо» так точно. Что касается моей новой команды, пока не знаю точного расписания. Если будет свободный промежуток времени, конечно, хотелось бы съездить домой. Я всегда жду друзей в гости. Приезжайте, мои друзья, я буду скучать по вам.
— Также Гончарова сказала мне, что нисколечко не сомневается в том, что ты будешь одним из лидеров чемпионата Турции, но она будет ждать тебя обратно в Москве. Я спросил: «Ира сказала, что вернется в «Динамо»?» Наташа ответила: «У нее не будет выбора. Мы позовем ее, и она не сможем нам отказать». Ты готова в будущем вернуться в «Динамо»?
— Очень сложно что-то загадывать на будущее, никто не знает, что будет завтра. Если когда-нибудь «Динамо» будет заинтересовано в моих услугах, и я захочу вернуться в чемпионат России, «Динамо», конечно, будет первой командой, в которой я захочу играть. Здесь всё знакомо, всё любимо. Все эти годы не было никаких проблем ни в тренировочном процессе, ни в бытовом плане. Был бы спрос, вопрос в другом — нужна ли буду я.
— Каким получился твой переход в «Фенербахче»? Долго раздумывала? Что стало решающим для тебя в переходе в этот в клуб?
— В прошлых своих интервью я говорила, что у меня есть мечта — поиграть за границей, ни для кого это не было секретом. Мне очень захотелось реализовать свою мечту, и как раз поступило предложение от «Фенербахче». Долго ли я думала? Наверное, нет. Это интересный вызов для меня. Да, я волнуюсь, как всё сложится. Но я подумала: если не сейчас, то когда?
— И наверняка важно было, что эта команда постоянно претендует на победу в Лиге чемпионов, а не просто иностранный клуб?
— Конечно, мне хочется еще поиграть в еврокубках, это огромный плюс в данном случае. Но я не загадываю на будущее, живу сегодняшним днем. Пока еще только май, я еще не знаю, когда у нас сборы. Жду информацию от клуба.
— А то, что там играют Арина Федоровцева и Аня Лазарева, стало для тебя важным фактором? Имею в виду, что русские в команде помогут тебе освоиться.
— Я не общалась с ними перед тем, как принять решение о переходе. Думаю, девчонкам сейчас не до меня, они выиграли чемпионат Турции. Поздравляю их с этим титулом! Конечно, это плюс, когда в новой команде есть знакомые игроки. Но у меня нет переживаний по поводу того, что пока я не знакома с другими волейболистками «Фенербахче». В принципе все знают друг друга, мы встречались на международном уровне — в Лиге чемпионов, в матчах сборных. Я коммуникабельный человек. Думаю, со всеми найду общий язык. Вот по этому поводу я вообще не переживаю.
— С новыми одноклубницами пока не общалась, не списывалась с ними?
— Пока нет.
— Как твой английский? Не будет языкового барьера в команде?
— В целом английский знаю неплохо. Я многое понимаю, но иногда не могу донести мысль, потому что словарный запас пока не настолько богатый. Но я учу английский с репетитором второй год, и в школе тоже учила его. Думаю, что это дело практики. Поживу месяц-другой, и вообще никаких проблем не будет.
— Когда ты договаривалась с «Фенербахче», уже знала, что Зоран Терзич уходит из клуба, что не с ним будешь работать в следующем сезоне?
— Я слышала, что такой вариант возможен. Но я до сих пор не видела никакой официальной информации по поводу его нового клуба.
— Что думаешь по поводу последних рекомендаций МОК по допуску россиян? МОК рекомендовал федерациям допускать русских в нейтральном статусе, без флага и с критерием, что спортсмен не поддерживает СВО. При этом командные виды спорта вообще не собираются допускать на ближайшие Олимпийские игры.
— Дело не в отношении, а в том, какие чувства я испытываю по этому поводу. Это разочарование, грусть, в какой-то степени злость. Ранее было очень много разговоров, когда нас лишали национального флага, когда нам нельзя было петь гимн, но при всем при этом мы едем, мы хотим выступать. Кто-то говорит, что нельзя в таком статусе выступать, кто-то говорит, что главное — в любом случае иметь возможность соревноваться. Я, наверное, отношусь ко второй категории людей, которые считают, что век спортсмена недолог.
И почему мы готовимся к определенным соревнованиям, а Олимпиада — это наивысшая точка в карьере любого спортсмена, а затем у нас отбирают эти соревнования? Очень грустно, ведь Олимпийские игры — мечта любого спортсмена. Насколько я знаю, некоторые международные федерации допустили уже российских спортсменов, они уже выступают на международной арене — это теннис, бокс, дзюдо. Надо порадоваться за них. Это индивидуальные виды спорта, но почему их допускают, а нас, командные виды спорта — нет, я не знаю, это очень странно. К сожалению, мы, спортсмены, ничего не можем поделать с этим. Говорят, что спорт вне политики. Но как мы видим сейчас, он еще в какой политике, что очень печально.
Источник: Матч ТВ