Перед отъездом московского «Динамо» в Италию для проведения серии товарищеских матчей, мы побеседовали со связующей «Динамо» и капитаном сборной России Екатериной Панковой.
- Катя, давай попробуем начать с вашего матча на Олимпийских играх против Бразилии. Именно в тот день ты начала игру не в стартовом составе. Расскажи, как это: решать задачи, когда не всегда всё зависит только от тебя?
Е.П. – Да, я тоже хочу с этого начать. Было очень тяжело, но нужно справляться со своими эмоциями. Ведь это Олимпиада, это очень большая ответственность. Получалось так, что с каждой игрой у каждой из нас появлялось все больше уверенности, всё лучше и лучше чувствовали друг друга с нападающими. И тут вдруг ко мне подходит тренер и говорит: ты сегодня не начинаешь. Это было прямо перед матчем, и стало для меня неожиданностью. Причем такая игра, Россия-Бразилия, за первое место в группе… Конечно, я расстроилась, я сникла, и даже после игры я думала: что я сделала не так. Готовилась быть полезной команде и дальше.
- Но тебе были объяснены причины такого решения?
Е.П. – (после паузы) Ну лично мне – нет. Я не успела это осознать и настроиться выполнять другие функции. Но после поражения от Бразилии мы заново себя настраивали на самый главный матч Олимпийского турнира против Сербии. Его я начала в составе, как и раньше. Но первая партия сложилась для нас ужасно. Мы все очень растерялись. Я не буду говорить ни о ком другом, я скажу за себя. Я знаю, что могла сыграть намного лучше!
Все, что мы нарабатывали за эти четыре года, какой объём работы был проведен… Правильно ты говоришь, не всегда всё зависит только от тебя, есть нападающие, на которых все надеются, приём подачи, который очень нужен, бывает по три-четыре мяча «уходят» на приёме…это все сложно, да. Но именно моя игра, она должна была быть другой. Наверное, поуверенней и в какие-то моменты понадёжней.
- Да, ведь ты еще и капитан, а это двойная ответственность. Не только команда, но и мы, болельщики, видели, как ты после сказанных тренером установок в тайм-аутах и на площадке старалась зарядить девочек на продолжение борьбы, просила и даже требовала уверенных действий на приеме и результативности нападающих. Ты готова дальше это делать? Судьба тренерского штаба сборной пока не известна. А на следующий год уже Чемпионат мира. При этом у вас за плечами две победы на Чемпионатах Европы, а это большой успех, который хочется и нужно преумножать.
Е.П. – Безусловно, я сейчас очень устала, эмоционально. Когда закончилась Олимпиада, я понимала, что физически я готова сыграть еще одни Олимпийские игры. То есть нас так сильно готовили физически, столько у нас было сил. И насколько мы в итоге не справились морально всей командой, причем вместе с тренером. Мы настолько не справились с собой, с эмоциями, психологическими трудностями. А наши физические кондиции нам позволяли очень-очень многое.
Поэтому я сейчас начинаю больше прислушиваться к себе, потому что я всегда была максималисткой, «только вперёд», привыкла много работать. Но, к сожалению, у меня произошли в жизни серьезные события, которые… (появляются слёзы у Кати)
- Я понимаю, извини! Давай переключимся! Расскажи, что сказал после Олимпиады Вадим Анатольевич! (Вадим Анатольевич Панков – отец Екатерины, наставник «Заречья» Одинцово, известный волейбольный специалист, ЗТР) Не как папа, а как твой первый тренер в большом волейболе.
Е.П. – Он тоже знал всё: как мы готовились, какие объёмы работ были проведены. Даже там, в Бразилии, в свободное время мы просто находились в комнатах, взаперти, думая только о предстоящих матчах. И тогда папа сказал: а нужно ли «не вылезать» из зала? Нужно ли брать только количеством, а не качеством? Такой вопрос он задал прежде всего и себе. Он всегда в последнюю очередь позволяет себе обсуждать тренерскую работу, всегда сам в нее включается и думает, как бы он поступил, и чем бы мог помочь. Он никогда не отделяет свою работу от работы сборной России, ведь там представлены игроки, которые у него воспитывались.
Все-таки теперь мы понимаем, что не справились в психологической устойчивости и выполнении всего того, что умеем, при мощном воздействии противника и окружающих ослабляющих факторов.
- Да, ведь мы видели феномен китайской сборной, которая обыграла хозяек Олимпиады, сборную Бразилии. Но на предварительной стадии турнира китаянки выглядели не настолько, чтобы можно было с уверенностью сказать, что им по силам стать чемпионками, а они победили наших обидчиц из Сербии в финале.
Е.П. – Да, снова мы говорим о психологии. Мы не справились, у нас было несколько молодых игроков. Но даже если взять Яну Щербань, ей все равно не хватало опыта игры в сборной России. Многие вообще потерялись, конечно, мы пытались взбодриться, бегали, кричали, заводили друг друга, старались… Но это всё промелькнуло очень быстро.
- Как прошли дни после Олимпиады, смогла ли ты отдохнуть, успеть восстановиться, решить накопившиеся домашние дела? И как уже сейчас происходит процесс адаптации заново в клубе, в более спокойном режиме?
Е.П. – Я очень благодарна нашему тренерскому штабу, что нам дали отдохнуть, это нужно было именно моей голове. Не столько даже телу, сколько отдохнуть мыслями. Да, я слетала на море, поделала свои дела. Главным было не сидеть дома, не оставаться наедине с самой собой и этими раздумьями, как-то переключиться. К сожалению, в жизни бывают события пострашнее, чем этот проигрыш. Я вижу свои дальнейшие перспективы, возможно у меня еще будет шанс все исправить, я не опускаю руки!
А когда вернулась в «Динамо», настроение сделалось еще лучше. Здесь всегда всё спокойно, как дома, всегда хорошая дружеская атмосфера. Тем более, ты и правда дома, рядом твои родные, с легким сердцем я готовлюсь к новому сезону со своей командой.