-Леонид Николаевич, в «Динамо» произошла смена тренера, а что такое вообще смена тренера для команды в конце сезона? Ведь это психологически сложный процесс для всех сторон…
Л.З.: В недавнем прошлом, вообще, смена тренера расценивалась, как катастрофа…. Сейчас в спорте произошли принципиальные изменения, и смена команды для тренера – не то, что нормальный процесс, а необходимый обязательный момент профессионального развития. Сегодня тренер должен обладать способностью быстро адаптироваться к разным типам команд. Чем больше такого опыта, тем выше класс специалиста. Работая в разных клубах и каждый раз сталкиваясь с разными игроками, обладающими индивидуальными личностными особенностями, психологическими и техническими возможностями, и каждый раз решая максимальные задачи в достижении результата, тренер профессионально развивается.
-Валерий Анатольевич - очень требовательный человек, и был неудовлетворен своей работой…
Л.З.: Да, это так. И «обоюдное решение» - это не просто «удобная» формулировка. Валерий Анатольевич в этом сезоне столкнулся с большими сложностями в адаптации игроков (в первую очередь сборников) к новому сезону, в их новой мотивации после успеха на чемпионате мира. Отсутствие времени на подготовку команды, разное физическое и психологическое состояние игроков не позволило выйти на оптимальный игровой уровень, следствием чего стали неудачи в играх Кубке России и Лиге чемпионов. Тренировочный процесс протекал в жестких временных условиях и было трудно выводить команду на максимальный результат в каждом матче. Думаю, что все это и заставило в итоге принять это сложное, но профессионально мужественное решение.
-Озвучивал ли Валерий Анатольевич дальнейшие планы?
Л.З: Нет, пока не озвучивал. Думаю, что сейчас он должен просто отдохнуть, отдышаться, отойти от волейбола и уже более спокойно разобраться в том, с чем ему пришлось столкнуться в этом сезоне. А дальше, я уверен, он продолжит работу в одном из российских клубов, ведь он один из немногих специалистов, обладающих таким уникальным профессиональным опытом, так что, то что он будет востребован, как тренер – я нисколько не сомневаюсь.
-Как себя чувствует команда после смены тренера? Можно сказать, что это встряска?
Л.З: Да, конечно, это сильнейшая встряска для всей команды. Думаю она поможет игрокам более критично подойти к оценке своей игры и качества работы на тренировках.
-Помнится, что в сборной тренировка начиналась с танцевальных упражнений… Какие-то изменения в тренировочном процессе произошли?
Л.З.: Думаю, что сейчас ему не до танцев, а хочется как можно быстрее разобраться в состоянии игроков, их физических и технических возможностях. Он опытный специалист и подобные ситуации в его профессиональной карьере встречались не раз.
- У вас шесть лет назад была похожая ситуация, вы также в марте пришли в «Динамо», под «занавес» сезона. Что вы тогда чувствовали?
Л.З.: Да, в связи с отсутствием времени на работу с командой, ситуация тогда была достаточно жесткая. Через день после моего назначения команда улетала на очередной тур, а дольше уже плей-офф. Самым главным и сложным являлось то, что при отсутствии времени, необходимо было очень быстро разобраться в состоянии игроков, выявить тех, на кого я мог опереться в команде, наладить рабочую обстановку и найти новую, дополнительную мотивацию для игроков. В сегодняшней ситуации важно, что Владимир Иванович уже знает часть игроков, имеет опыт работы с ними в сборной. Это не упрощает задачу, но помогает ускорить ее решение.