Защищавшая цвета сборной России Елизавета Тищенко-Брахт рассказала Елене Годиной о том, какие мероприятия проводит международная федерация волейбола в плане популяризации игры, а именно о проекте «FIVB Heroes», которым она непосредственно занимается. Делимся опытом, учимся и осваиваем новое!
Елизавета Тищенко (в центре) с «Героями FIVB» – не скульптурами, а настоящими Манон Флиер и Екатериной Гамовой
«Герои FIVB» – это проект, который является составляющей частью новой маркетинговой кампании и брендинговой концепцией ФИВБ. Концепция была представлена в 2010 году и многие болельщики по всему миру уже смогли насладиться особым новым имиджем главных соревнований ФИВБ 2011 года. Таких, как SWATCH Чемпионат мира по пляжному волейболу, финал Мировой лиги в Гданьске и финал «Гpан-При» в Макао. Эти три главных события нынешнего года послужили платформой для продвижения проекта «Герои FIVB». Мы преследовали несколько целей. Основная цель этого проекта – развитие и популяризация спорта и двух его дисциплин: волейбола и пляжного волейбола через лучших игроков мира, а, также репозиционирование спорта. Кампания имиджeвая и поэтому еще одна цель проекта – сделать наших спортсменов узнаваемыми. Любому спорту нужны «звезды» и герои. Они у нас есть, но, если вы спроситe у простого человека, который изредка интересуется спортом, пожалуй он затруднится назвать громкое имя в волейболе. Безусловно, это зависит от страны, но так как FIVB – международная организация, мы занимаемся продвижением спортсменов на мировом уровне. Мы хотим сделать так, чтобы Гамову и Михайлова знали везде!
Необходимо пояснить, что на протяжении 24 лет международная федерация волейбола находилась под руководством неоднозначного президента Рубена Акоста, и, к сожалению, как это порой бывает, когда стратегия и видение спорта и организации определяется одним человеком, организация и спорт оказались в глубоком застое. Рынок развлечений и спорта предлагает потребителю или болельщику огромный выбор. Конкурировать с футболом, баскетболом, хоккеем и другими видами спорта и привлечь зрителей становиться все труднее и труднее. Несмотря на тот факт, что волейбол является одним из самых популярных видов спорта и входит в школьную программу почти во всем мире – наверное, каждый хоть раз пробовал поиграть в мяч где-нибудь на пляже. Волейбол, если не принять соответствующие меры, может просто умереть. Безусловно, мы проводим маркетинговые и демографические исследования и, основываясь на этих данных, строим нашу концепцию.
Максим Михайлов в позе античного героя запечатлен на фоне гданьской «Эрго Арены». И других «Героев FIVB»
Болельщики приходят смотреть на своих «звезд» и кумиров. Они обязательно должны быть. Мальчишкам и девчонкам нужны ролевые модели. Все в детстве мечтают быть похожими на кого-нибудь. Мы в FIVB хотим, чтобы наши герои были такими моделями и своими результатами, достижениями, поведением и человеческими качествами могли привлечь детей и убедить родителей приводить их заниматься волейболом. Мы убеждены, что у наших героев есть все предпосылки для этого. Наши спортсмены очень красивые, высокие, атлетичные и гармонично развитые люди. Помимо достижений на волейбольной площадке, они очень интересные люди с высокой социальной ответственностью. Мы понимаем, что название «ГЕРОИ» достаточно весомое. Обычно это люди, которые совершают что-то особенное: спасают жизни или совершают подвиги
Как я уже упоминала, кампания имиджевая, и через всю кампанию проходит определенная тема: позы античных героев на черном фоне с суровыми, слегка надменными лицами, которые смотрят на вас свысока и бросают вызов. В этом есть смысл и это попытка репозиционировать наш спорт. Мы пытаемся уйти от клише, которые присущи представлениям о волейболе. Многие считают, что это не контактный вид спорта и не для настоящих мужчин, а для девочек в белых гольфах. Будто, пляжный волейбол – это рекреационный спорт для девочек в бикини, музыкой и напитками. Это абсолютно не так. Попробуйте встать на площадку и принять силовую мужскую подачу, которая летит со скоростью больше, чем 100 км в час. Или попробуйте сыграть пару игр под палящим солнцем или ледяным дождем на песке... Это невероятно тяжелый физический труд, который требует колоссального атлетизма, психологической и технической подготовки. Мы провели большое количество фото- и видеосъемок с лучшими волейболистами. Надо сказать, это было одной из самых трудных задач – собрать в одном месте всех спортсменов. Мы организовали съемки в Швейцарии, Италии, Японии. Для видеосъемок использовали в темной студии super slow motion камеру. Камеры были установлены под таким углом, под которым зрители еще не видели волейбольные действия. Волейбол – очень быстрая игра, где контакт с мячом происходит мгновенно, и невооруженным взглядом многое не видно. Мы попытались показать красоту, атлетизм, элегантность и эстетичность волейбола с помощью такой камеры. Мы специально проводили съемки в студии, чтобы вырвать игроков из контекста игры, атмосферы зала и полностью сфокусироваться на игроках-героях. Эти видео материалы послужили основой для создания видео роликов, которые можно было видеть перед трансляциями соревнований ФИВБ.
А это уже азиатский этап «Гран-При»-2011. Екатерина Гамова встретила саму себя и немного удивилась…
У нас есть несколько целевых групп. В первую очередь, мы рассчитываем на преданных болельщиков и знатоков волейбола. Те, кто знают волейбол не понаслышке, уже давно жаждут перемен и чего-то нового и интерактивного. Им хочется лучше узнать своих героев, следить за ними и получать достоверную информацию. Безусловно, мы хотим привлечь внимание молодежи и детей. Образ героев и супергероев – тема, которая им очень интересна. Мы очень активно используем социальные сети, webсайт, интернет. И, наконец, третья группа – это люди, которые интересуются спортом, но не обязательно волейболом. Это самая сложная задача. Их нужно удивить чем-то уникальным и интересным. Ведь, в этом случае мы конкурируем с футболом, хоккеем, баскетболом и т.д.
Когда мы отбирали игроков, мы руководствовались следующими критериями:
- Игроки должны быть лучшими в своих командах или иметь высокий рейтинг, как в случае с пляжным волейболом;
- Обладать такими качествами как обаяние, умение вести себя с прессой;
- Быть достаточно молодыми и играть как минимум еще два года;
Что касается команд, то мы говорим о наиболее сильных и успешных за последние несколько лет. Мы также постарались соблюсти географический баланс.
После того, как FIVB предварительно отобрала игроков (по 2-3 игрока из каждой команды), каждой национальной федерации было предложено выбрать одного или предложить другого, если этого игрока не было в списке FIVB. Таким образом, в список героев входят 26 игроков пляжного волейбола и 26 игроков классического волейбола.
Начавшийся нынешним летом проект, конечно же, долгосрочный. Для того, чтобы реализовать все цели, которые мы перед собой поставили, необходимо время, финансовые инвестиции, а также, как ни странно это звучит, нам нужно обучать национальные федерации, организаторов соревнований и даже нашу аудиторию и наших спортсменов, которые не избалованы вниманием.
До конца этого года запланировано несколько значительных проектов. В первую очередь, в ноябре ФИВБ заключит договор о сотрудничестве с ООН, а точнее с организацией ООН, которая отвечает за мир, спорт и развитие – UNOSDP. Это мероприятие запланировано в ноябре в Токио. Мы запланировали воплощение в жизнь проекта ООН – «Миллениум», который посвящен таким проблемам как СПИД, экология, неравенство полов, бедность и т.д. Мы будем привлекать внимание к этим проблемам через соревнования ФИВБ, а также, хотим вовлечь наших Героев во все эти проекты. Мы бы хотели, чтобы они были послами доброй воли, смогли бы донести свое сообщение с помощью спорта и помочь бороться с этими глобальными проблемами.
Наши образцы для подражания – современные молодые люди, идущие в ногу со временем
На Кубке Мира в Японии в ноябре мы запланировали тоже много мероприятий. Одна из главных тем – экология, как следствие катастрофы, которую пришлось пережить жителям Японии из-за цунами. Множество благотворительных акций пройдет по всей Японии с участием «Героев ФИВБ». Мы также планируем привезти гигантские скульптуры Екатерины Гамовой и бразильца Мурило Эндреса, которые в данный момент находятся на стадии производства. Мы уже создали подобные фигуры пляжных волейболистов: Эмануэля и Керри Уолш. Конечно же, тот факт, что Гамова – представитель России, принимает участие в этом проекте как суперзвезда, своего рода дань всему российскому волейболу и ее личным заслугам. Мы также планируем привезти ее скульптуру в Россию и привлечь, таким образом, внимание к кампании «Героев FIVB».
Мы получили подборку материалов по итогам презентации в Макао, Риме и в Гданьске. Результаты и статистика подтверждают, что кампания была очень хорошо принята не только болельщиками, но и всей волейбольной семьей, включая самих спортсменов. Все уже давно ждали чего-то подобного. Количество посещений на нашем официальном сайте www.fivbheroes.com и на страничке в facebook увеличивается с каждым днем. Мы постоянно обновляем содержание, фотографии, интервью с игроками. Точку в плане мероприятий не ставим – проект постоянно находится в развитии.
Фото: Fivb.org