Журналисты пишут о спорте вообще и волейболе, в частности. Судьи в спорте регулируют ход соревнований в рамках правил. Эти две банальные истины сходятся в работе судьи-информатора – того самого человека, кто объявляет состав команд и разъясняет наиболее каверзные ситуации, возникающие на площадке. Для многих рядовых болельщиков представитель данной профессии – просто диктор. Но, пожалуй, самый искушенный в этом деле россиянин Владимир Рендель с такой поверхностной оценкой не согласится. Чуть ниже он на конкретных примерах объяснит, почему…
Елена Година и Владимир Рендель: лучшего проводника в область слияния судейства с информацией не сыскать!
Голос Владимира Михайловича Ренделя прекрасно знают любители волейбола со стажем. Свой авторитет судьи-информатора он зарабатывал в течение десятилетий. Ныне сошедший с авансцены управления мировым волейболом всесильный президент ФИВБ Рубен Акоста в далеком 1978 г. на чемпионате мира в Минске заметил, что не имеет ни малейших претензий к работе Владимира Ренделя по освещению важнейшего волейбольного форума. Программа-минимум судьи-информатора – представление участников матча или соревнований, объявление о заменах, тайм-аутах и изредка возникающие экстренные сообщения (к примеру, результат матча в другом городе). Все это – своего рода введение в курс происходящего для всех, кто присутствует на стадионе или под крышей дворца спорта. Ведь в игровых видах спорта борьба идет при стечении публики – для зрителей, пришедших на матч.
И здесь Владимир Михайлович приводит едва ли не главный принцип работы для тех, кто решил себя посвятить этой достаточно редкой профессии. Об объективности по отношению к противостоящим сторонам любой судья-информатор и так догадывается. Ведущему специалисту в СССР В.Ренделю первый президент ФИВБ Поль Либо и заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР Анатолий Иванович Чинилин на Олимпийских Играх в Москве предельно сжато сформулировали этот постулат: «Владимир, Вы – голос судейской бригады, Международной федерации волейбола и Международного Олимпийского Комитета… Вы не должны показывать голосом свою симпатию к одной из команд…» Кстати, Владимир Михайлович припоминает, что перед Олимпийскими Играми 1980 г. в Москве проходили тренировки взаимодействия спикеров (иностранный эквивалент судьи-информатора) по видам спорта с подразделениями спецназначения. Для непосвященных это кажется удивительным, но в то время еще не остыла память о террористической акции на Олимпиаде в Мюнхене, а эффективное управление кризисной ситуации на спортивном объекте невозможно без аудиосредств, проще говоря, соответствующих инструкций.
Но рабочие будни судьи-информатора включают в себя вполне определенные обязанности. Другая видная фигура, некогда возглавлявший ЕКВ г-н Рольф Андрезен в свое время широко очертил рамки деятельности для В.Ренделя и его коллег: «Вы должны объяснять все, что происходит на площадке». На практике «объяснять все», конечно не получается на крупных соревнованиях. Особенно, в последние десятилетия – в российском чемпионате. Есть такой документ, который сужает поле деятельности судьи-информатора, – «Официальные волейбольные правила. 2009-2012 гг.» Там, на стр.24, пунктирно намечена цель работы этого необычного действующего лица волейбольного матча: «Судье доверено … пропагандируя игру… выделять зрелищные элементы, позволяя лучшим игрокам… доставлять удовольствие публике».
Немало повидавший на своем волейбольном веку судья международной категории Владимир Рендель по этому поводу сетует на новые веяния, с которыми сталкиваются люди его профессии: «Сегодня часто для «удовольствия публики» по трансляции на максимальной громкости создается непрерывный звуковой фон, бьют барабаны, ди-джей требует только победы, при этом не сидят молча организованные группы болельщиков. Судья-информатор вынужден работать в этом однополярном звуковом поле, невольно становясь соучастником не соревнования, а противостояния, что входит в противоречие с принципом fair play и духом честной игры».
Волейбол, как и весь спорт, стремится быть более зрелищным и даже где-то развлекательным мероприятием. Все мы, присутствуя на играх, иной раз замечаем, что судья-информатор во время паузы пытается сказать болельщикам счет другого матча, но его слова заглушаются оркестром или ди-джеем. Если организаторы продумывают все до мелочей, отсутствие взаимопонимания в этом плане не бывает. И все же любопытно было узнать у В.Ренделя, регламентируется ли это «узкое место» аудиодеятельности на волейболе. По его словам, прослеживается определенная эволюция использования центральной радиотрансляционной сети дворцов спорта. Так, в 2007 г. Регламент ВФВ (п.9.8.) гласил: «Использование центральной радиотрансляционной системы шоуменами не должно мешать работе судьи-информатора». Но уже в 2011 г. Положение о Чемпионате России (п.1.70) нивелировало приоритет последнего: «Разрешить использование центральной аудиосистемы судье-информатору и ди-джею матча до свистка судьи на подачу». Взаимодействие не предусмотрено. Постановка вопроса переходит в плоскость «кто громче или кто первый?»
Между тем, по ходу матча возникают спорные ситуации или просто моменты, непонятные зрителям, которые не знают всех тонкостей волейбольных правил. Слово судьи-информатора здесь абсолютно необходимо. Хотя бы для того, чтобы погасить ненужные страсти на трибунах (с излишне разгоряченными игроками справится судья на вышке). Мы попросили В.М.Ренделя привести конкретный пример разных трактовок игрового эпизода, подтверждающий, что судья-информатор не зря ест свой хлеб. В ответ получили целых два примера…
Пример 1. Быстрая атака из 6-й зоны – мощный удар в центр площадки соперников. Первый судья уверенно показывает – очко выиграла принимающая команда…
Варианты возможных ошибок атакующей команды:
А). Нападающий игрок задней линии атаковал по мячу выше верхнего края сетки, наступив при отталкивании на трехметровую линию, входящую в зону нападения – «нарушение зоны»;
Б). Нападающий передней линии, имитируя атаку в комбинации пайп, коснулся верхнего края сетки;
В). Связующий выполнил вторую передачу с задержкой;
Г). Связующий переступил центральную линию;
Д). Связующий, выполняя передачу, коснулся верхнего края сетки.
Пример 2. При одновременной ошибке команд: подача в сетку (мяч остался на стороне подающей команды) и неправильная расстановка игроков принимающей команды в момент подачи – первичной ошибкой считается нарушение расстановки (см. Правила, п.7.5.3).
Зрители, приходящие на протяжении десятилетий на матчи мужской волейбольной команды «Динамо» во Дворец спорта на ул. Лавочкина, убеждаются, что спикер Олимпийских Игр, чемпионатов мира и Европы Владимир Михайлович Рендель по-прежнему в строю и как всегда грамотно поясняет для болельщиков все нюансы этого вида спорта. Знает он об истории волейбола намного больше того, что может сказать в микрофон. Таковы законы жанра! Комментарий не может быть растянут по времени – говорить приходится только по существу. Но большая эрудиция всегда помогает быстро и лаконично сформулировать мысли. Будете на Лавочкина – прислушайтесь к человеку редкой волейбольной профессии!
Комментарии(4)
А по поводу организованных групп болельщиков - ну а что делать? Надо же поддерживать своих и давить на другую команду... Наши же игроки потом сами говорят спасибо за поддержку...