Вчера Елена Година еще играла за «Динамо», а сегодня уже пишет воспоминания о своей жизни в волейболе. Не рано ли? В самый раз! Сколько добрых начинаний так и не реализуются на практике… Откладываются «на потом». А потом – через месяц, год, два – до них не доходят руки. Захлестывает другая, новая волна событий, которые тоже превращаются в воспоминания. Затем и они стираются в памяти, если автор их не успевает изложить на бумаге, точнее, оставить в компьютере. Что было в жизни человека 20 или 30 лет назад – это вообще предания старины глубокой! А для профессионального спортсмена окончание карьеры – как принято говорить, судьбоносный момент в жизни. Открывается новая страница, которая зачастую несет совершенно другое содержание! Поэтому зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Свежие воспоминания в нашем бурном информационном социуме – как свежая выпечка. Употреблять рекомендуется «здесь и сейчас» – пока человек всем интересен и его имя знают все любители волейбола. С осознанием этого факта буквально на следующий день после прекращения карьеры Елена Година, будучи деятельным человеком, приступила к подведению первых итогов своей жизни в волейболе. Рассказывает она замечательно, многое повидала на своем волейбольном веку, поэтому большой материал разделен на несколько частей. Как и полагается, начало всему хорошему закладывается в детстве. С него и начинается исповедь чемпионки мира Елены Годиной…
ШКОЛА УСПЕХА – ЭТО ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
Я родилась в Свердловске, в простой семье инженеров. И мама, и папа были инженерами-металлургами, работали на Уральском заводе тяжелого машиностроения. Папа в юности занимался легкой атлетикой, мама – волейболом до своего поступления в институт. Все началось с мамы. Она занималась в ДСШ ГорОНО вместе с Ольгой Солововой, которая стала олимпийской чемпионкой 1980 г. На первенстве города команда ГорОНО встречалась с командой ДСШ «Локомотив», которую тренировал Юрий Николаевич Филимонов. Когда появилась команда «Уралочка» и у нее появилась своя детская спортшкола, Филимонова пригласили работать туда и там он проработал всю свою жизнь! Это самый известный, мудрый, интереснейший детский тренер, он знает и помнит до сих пор всех своих воспитанниц, находясь уже в преклонном возрасте. Своей семьи, к сожалению, у него никогда не было, всю свою жизнь он посвятил воспитанию юных волейболисток.
Так вот, когда мне было 7 лет, «Уралочка» слыла знаменитой командой, народ ходил на игры, залы заполнялись битком, ну что рассказывать, всем известно! В этом возрасте мама привела меня к Филимонову. Я прекрасно помню, как он вышел с тренировки и поинтересовался: «Ну что, будущую чемпионку привели?» Представьте себе, Юрий Николаевич помнил мою маму! Я ужасно стеснялась, а мама спросила, можно ли мне у него заниматься? Это действительно уникальный человек, и я очень рада, что в тот момент я попала именно к нему. Тренировалась я по субботам, один раз в неделю, с девочками разных возрастов, но уже через некоторое время я умела выполнять верхнюю и нижнюю передачи, подавать подачу из-за лицевой линии, правда пока снизу.
Один из ранних моих снимков, когда еще не было цифровой фотографии. В красивой майке сборной России в 1995 г.
Через год меня распределили в группу с девочками 1977 года рождения, к другому тренеру. Тренировки проходили на противоположном конце города, куда мне приходилось долго добираться, мерзнуть зимой долгими вечерами в ожидании нужного маршрута на остановках… Одна к другой добавлялись и другие проблемы. Все эти годы я училась в английской школе, и родители настояли на том, чтобы я не переводилась в «спорткласс», как все остальные девочки, а продолжала учебу в одной из лучших на тот момент школ города. Попасть в нее без связей было невозможно – в 7 лет мы сдавали в школу вступительные экзамены! И только благодаря тому, что мы со старшим братом с четырех лет читали и писали, умели считать, мы поступили туда без связей!
То, что я была не как все, сопровождалось тем, что новый тренер меня ругал за опоздания на тренировки, а то и выгонял с них. Тогда я была невысокой, тренировалась со старшими девочками, так как не успевала быть со своей группой…
После школы по пути на остановку троллейбуса я оставляла маме портфель, мама на бегу кормила меня обедом, так как кушать я не любила, а здесь она контролировала, что я съела. Ехала на тренировку, а после тренировки мама или папа до позднего вечера стояли после работы на остановке в ожидании, когда их ребенок, наконец, вернется, чтобы проводить до дома, так как времена уже были неспокойные. А сколько раз приходилось бежать просто по улице из-за того, что у транспорта отключали ток! Я знала, что мама стоит и ждет меня, а я никак не могу сообщить, что происходит. Сотовых телефонов тогда не было. К тому же не будем забывать, что это была переходная эпоха, когда в стране рушились прежние устои существования. В общем, в детстве шибко меня не баловали, приходилось «выживать», много учиться и тренироваться. Но в школе училась я всегда на отлично – раз сказала мама, значит так надо! У нас в семье не принято, чтобы мы чего-то не понимали, не могли узнать, прочесть, разобраться. Главным для нас было и остается образование, знание, открытость к новому. Мой брат тоже прекрасно учился, закончил два института, мы всегда друг другу помогаем и поддерживаем.
Все это продолжалось восемь лет, а после восьмого класса ДСШ обязаны были отправлять определенное количество воспитанниц в училище олимпийского резерва (УОР №1). В их число вошла и я. Тогда я уже привлекалась в молодежную сборную России. В 1993 году мы выиграли детские Олимпийские игры, чемпионат мира по возрастной категории 1976 года рождения. В 1994 г. я стала чемпионкой Европы среди девушек 1975 года рождения, а в следующем году завоевала третье место на чемпионате мира той же возрастной категории (1975 года рождения). Кое-кто из тогдашних соперниц тоже дорос до больших высот в мировом волейболе. Участниц только что закончившегося чемпионата Европы Франческу Пиччинини и Ингрид Виссер помню с 1994 г. Часто общались мы в те годы со знаменитыми потом кубинками Юмилкой Руис и Таймарис Агуэро, которые были нашими постоянными соперницами на чемпионатах мира. Они любили яркие заколки для волос и танцевали при первой же возможности в свободное время.
Этот элемент из художественной гимнастики я выполняю в 1996 г. на «Гран-При»
Славная юность в составе сборных команд дополнялась высшими наградами чемпионата страны. Чемпионкой России в составе «Уралочки» я стала в возрасте 15 лет, хотя медаль мне почему-то не досталась. Зато осталась на память газета «Уральский рабочий» – сегодня старая и желтая, которую тогда купил папа, – где я на фото среди чемпионок, а внизу указаны в общем списке мои имя и фамилия. С пояснением в скобках: ей всего 15 лет!
Начала я учиться в этом Училище олимпийского резерва. На фоне моей прежней школы это был кошмар! На все закрывали глаза, никто там не учился, конечно. Кому-то эти послабления нравились, но мне было с чем сравнивать и, к тому же, родители умудрялись во мне поддерживать веру в значимость образования. При всей нацеленности на спортивные победы у меня сохранялось ощущение, что хорошее образование в жизни пригодится. Я в классе была единственной ученицей, аттестованной за семестр по всем предметам. Это не спасло от разноса, который мне устроили однажды педагоги. В тот день я опоздала на заседание комиссии, так как ехала из больницы от заболевшей мамы. Но когда зашла в класс, на меня вылилось столько грязи о том, как я смею проявлять неуважение к педагогам своим опозданием. В общем, обстановка была еще та – не хочется даже вспоминать! Но, как это зачастую бывает, имелось исключение из этого, по большей части, негативного ряда: учитель русского языка и литературы Ксана Абрамовна Коган! Эта женщина во многом повлияла на сохранение моей тяги к знаниям в так называемый переходный период. Ведь мало кто хотел напрягаться в учебе, да и в спорте далеко продвинулись единицы. Эту атмосферу можно назвать «болотом», которое засасывало, если идти по течению. Мама со мной старалась справляться, хотя я повзрослела и постоянно находилась под влиянием окружающей меня среды. Ничего плохого не было и в помине, но речь идет о развитии личности – каким человеком я стану…
Все тот же олимпийский 1996 год. В защите я тоже пахала, как все…
Ксана Абрамовна рассказала мне о красоте русской литературы, научила понимать ее, и вскоре по окончании УОР при выборе института мы с мамой сделали выбор в пользу УрГПУ. Педагогический университет со специальностью – русский язык и литература. Школу я закончила в 1994 г. Можно было продолжать учиться и получать среднее специальное образование в УОР, но по этому пути я не пошла. В 1996 г. поступила в УрГПУ. Заслужила по этому поводу со стороны тренеров кучу упреков и брани в том духе, что я «не как все». Зато училась там, где хотела, встретила удивительных преподавателей и профессоров. По учебнику Н.Л.Лейдермана мы еще изучали русскую литературу в ГИТИСе, он, к сожалению, уже ушел из жизни, но был председателем комиссии на защите моей дипломной работы.
Играла за «Уралочку-1» и «Уралочку-3» – по возрасту проходила, было много игровой практики. В 1995 г. – дебют в сборной! В 1996 г. меня и Л.Соколову взяли на Олимпийские Игры в Атланту. Фантастика! О чем еще можно мечтать?! Там не просто просидела на скамейке, а даже несколько игр удалось сыграть. Лучше всех об этом моем официальном закреплении в составе сборной написала в своей статье известнейшая писательница и драматург Людмила Петрушевская. Вот ссылочка, кому интересно: http://kommersant.ru/doc/12847 Это статья от 13 августа 1996 года. Первая Олимпиада – большой рубеж в моей волейбольной карьере. На нем пока и остановимся.
Продолжение следует...