В понедельник я встретилась с директором Специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва по волейболу № 65 «Ника» Березиным Леонидом Юрьевичем и Романовской Татьяной Алексеевной - заместителем директора по учебно-воспитательной работе и проведению мероприятий. Вашему вниманию я предлагаю статью о том, что мне удалось узнать в ходе беседы с этими интереснейшими людьми, энтузиастами своего дела и большими профессионалами.
Школа «Ника» - нетипичная для московских детских спортшкол. Эта школа нацелена на подготовку качественного резерва для волейбольных команд высших достижений. Долгое время руководством школы арендуется два спортивных зала: "Южнопортовый" и спортзал НИИЖБ, который, кстати, был организован и создан практически из заброшенного помещения на территории института железо-бетонных конструкций силами руководства спортшколы.
С 1993 года правительство Москвы обещает выстроить для школы свой спортивный зал, но так ничего и не построили. В микрорайоне "Царицыно" строится Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), который должен был передан в ведение "Нике" по договору с Департаментом физкультуры и спорта города Москвы. Но документы были подписаны при бывшем мэре Москвы Ю.Лужкове, а с приходом нового мэра Департаментом физкультуры и спорта г.Москва руководит другой человек - Воробьев Алексей Олегович, который, как говорят, к спорту имеет мало отношения. И, вполне возможно, ФОК будет передан для оказания платных абонементных услуг населению района "Царицыно".
Первые годы в «Нике» работали на базе общеобразовательных школ, т.е. спортшкола вроде есть, а своей материальной базы нет. Чтобы была возможность работать с детьми летом, выезжать в лагерь и проводить занятия, руководство школы нашло загородную базу. Четыре года пользовались загородной базой в районе г.Чехова, недалеко от усадьбы Мелехово русского писателя Антона Павловича Чехова. К сожалению, отопительная система, котельная там была угольная, и уже по тем временам уголь обходился очень дорого, поэтому пришлось отказаться от этого лагеря. Но, несмотря ни на что, силами спортшколы там сумели провести в 1997 г. первый чемпионат России по пляжному волейболу, построили четыре песочные площадки - с бетонным основанием, дренажем, соответственно всем условиям устройства. После ухода лагерь функционирует, а созданные площадки пришлось оставить в распоряжении лагеря.
Но в жизни школы случилось еще одно радостное событие: нашелся другой брошенный пионерский лагерь в Горьковском направлении, бывший пионерлагерь министерства по строительству в регионах Сибири и Дальнего Востока. И там оказался, помимо столовой, жилых корпусов, как в обычных лагерях, большой навес 100х100 метров. Директор спортшколы рассказывает, что когда его увидел, то сразу себе спрогнозировал: вот здесь надо бы стены достроить, пол застелить, тепло подвести, и появится место для нескольких волейбольных площадок, рядом брошенный бассейн - ну, просто сказка!
Целый год длились тяжелые переговоры с правительством Московской области, в результате которых лагерь был передан спортшколе в безвозмездное пользование до 2027 года. В те годы существовал закон г.Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Суть этого закона заключалась в том, что руководство спортшколы могло обратиться в любую коммерческую организацию, и эта организация могла отдать налоговый платеж от прибыли любому бюджетному учреждению, будь то в области здравоохранения, образования или любой другой деятельности, финансируемой бюджетом г.Москвы. За это были определенные льготы для коммерческих организаций от правительства. При помощи друзей школы были привлечены для сотрудничества четыре столичных мясокомбината, у которых в те времена была достаточно большая прибыль. За счет этих денег и были восстановлены сооружения, находящиеся на территории того лагеря.
Впоследствии не совсем сознательные люди превратили этот закон в механизм для отмывания денег, и закон прекратил свое существование. Но за год взаимодействия вышеуказанных коммерческих структур с "Никой" удалось восстановить и заново выстроить прекрасные спальные корпуса гостиничного типа с холодильниками и телевизорами, бассейн и великолепный спортзал. Теперь – это настоящий волейбольный центр "Подмосковные зори", со всей инфраструктурой и отличными условиями для развития детского и юношеского спорта.
Но прежде возникла еще одна проблема. С появлением тренировочной базы, возможностей тренироваться, детям необходимо было еще и учиться в школе. Приходилось возить детей в город Лосино-Петровский. Но, к сожалению, подстроить тренировочный режим под режим работы школы возможности не нашлось. Все упиралось в невозможность проведения двухразовых занятий волейболом, а одного в день становилось уже мало.
Поэтому на территории загородной базы была организована своя школа, получившая название " Маугли", - негосударственное образовательное учреждение. В школе 6 классов, небольших, но удобных для занятий. Дети изучают английский язык с первого года обучения, классы оснащены компьютерами. В школе учатся как будущие волейболистки, так и обычные дети, причем для обычных детей обучение платное. За счет приглашенных детей, обучающихся на платной основе, содержится вся школа. Дети-волейболисты же учатся в школе бесплатно. Вот такой финансовый баланс найден и успешно функционирует на протяжении нескольких лет. Действительно, есть родители, которые в силу разных причин имеют желание, чтобы их дети обучались за городом, жили на природе, и готовы за это платить. Другое дело, что средства, полученные от таких родителей идут на обеспечение учебы и тренировок будущим спортсменкам, которые часто приезжают из других городов, потому, что в их родных городах нет возможности заниматься спортом. При этом работниками школы ведется умелая селекционная работа. О трудностях селекции, поиске потенциальных чемпионок в школах России в маленьком отступлении ниже.
В сфере образования появился свой Департамент физкультуры и спорта, и все школы теперь живут своими интересами. Все школы Российской Федерации теперь участвуют в "Президентских играх", которые утвердил своим указом президент нашей страны. Теперь в школы не пускают тренеров начальной подготовки по волейболу для просмотра и отбора детей, как раньше. Школы сами участвуют в этих президентских соревнованиях по различным видам спорта, соблюдая политику государства, и препятствуют тому, чтобы тренеры могли приглашать детей в отдельные спортивные секции. Школам важно, чтобы ученики могли, как хорошо бегать на лыжах и коньках, так и бросать мяч и заниматься легкой атлетикой, отстаивая честь своей школы. "Президентские игры" проходят в три этапа, сначала на городском, потом территориальном и в конце на федеральном уровне. В этом году прошли очень серьезные финалы этих игр в лагере "Орленок" по 26 видам спорта. Туда приезжают только команды общеобразовательных школ, никаких профессиональных спортсменов туда не пускают, это условие касается и спортшкол. Это движение будет расширяться. Поэтому искать рослых девочек приходится буквально на улице, так как детских тренеров, повторюсь, в обычные школы просто не допускают.
Удобна школа и для девочек старших классов, юные волейболистки начинают участвовать в соревнованиях, что сопровождается частыми разъездами. Для индивидуальной подготовки девочек к ЕГЭ и выпуску из школы, преподаватели "Маугли" занимаются вечерами со спортсменками.
Другое дело, что как общеобразовательное учреждение, уже сама спортшкола "Ника" после 18 лет обязана выпускать своих воспитанниц. И пока за школой закреплен статус общеобразовательного учреждения, школа теряет своих воспитанниц при достижении ими этого возраста. Для серьезных клубов и профессиональных команд они еще не готовы. А промежуточной структуры вроде центра подготовки, школы высшего мастерства по каждому виду спорта, у нас не существует. Система училищ олимпийского резерва крайне неразвита, училища переполнены и уровень образования в них не всегда соответствует олимпийскому статусу.
Директором «Ники» было предложено создание центров подготовки в регионах. Например, занимаются единоборствами на Кавказе, надо построить там три-четыре центра для развития этих видов спорта в регионе, обладающем традициями в нем; лыжные виды спорта традиционно располагались в Ханты-Мансийском автономном округе, и там надо создавать специализированные центры подготовки, где бы молодых спортсменов обучали бы дальше, воспитывали из них спортсменов высшего класса. На базе такого центра могут создаваться молодежные, юношеские, юниорские сборные. Этот центр может выставлять свою команду для участия в чемпионате России. И эти центры должны быть государственными, на государственном обеспечении. Должна быть создана система создания таких центров на территориях. Каждому клубу, например, суперлиги, очень сложно создавать такую систему. На это нет времени, да и не везде достаточно финансирования, чтобы хотя бы удерживать свои позиции в лиге, оплачивать переезды и гонорары игроков команд при существующей конкуренции.
Но, вернемся снова к нашей спортшколе. При существующих делах играть первенство России для девочек старшего возраста уже не дает той практики и хорошего игрового опыта, как раньше, конкуренция снизилась до предела. Поэтому руководство спортшколы заявляет команду старшего возраста для участия в чемпионате России Высшей лиги Б, где хоть какую-то практику можно получить, при том, что и там уровень невысок. После создания ВФВ Молодежной лиги подавляющее большинство клубов суперлиги идет на сотрудничество со своими местными спортшколами для того, чтобы силами спортшколы за команду Молодежной лиги играли все те же девочки старшего возраста. При таком объеме игр, о каких тренировках и учебе можно говорить, если дети постоянно в игре, постоянно на выезде, времени просто не остается, на что указывает и генеральный секретарь ВФВ В.Паткин. Как же найти тот самый баланс? Только объединением детей в команды по возрастам и устройстве специальных центров, о которых мы говорили ранее.
Хотя о каких центрах вести речь, если в Одинцово был выстроен центр волейбола, а на Спартакиаду учащихся от области не было даже заявлено команды!
У нас нет даже самого простого... В связи с реформой бюджетных учреждений в России, принятием 83-го федерального закона, бюджеты этих самих учреждений, к которым относится и наша «Ника», сокращены до предела. Школам не на что купить мячи, форму детям - простые, казалось бы вещи. То, что мы слышим с экранов телевизоров о расширении бюджетов спорта Москвы, это прекрасно, но школы не видят этих средств, деньги до школ попросту не доходят. Деньги Департаментом выделяются только для участия в официальных соревнованиях, да и то на одну, лучшую команду от школы, вторую команду приходится везти уже на собственные заработанные деньги или деньги родителей.
Переход в статус автономного учреждения неприемлем из-за того, что без бюджетных субсидий, спортшкола даже такого уровня, как "Ника", просто не выживет. Например, каток или бассейн, могли бы быть гораздо успешней, так как способны оказывать платные услуги населению, которые пользовались бы большим спросом. В залы, к сожалению, люди не идут, а если и пойдут, то гораздо за меньшие деньги и с меньшей частотой посещений. Да и было бы, что сдавать в аренду, ведь мы уже указывали, что сама спортшкола не обладает собственным недвижимым имуществом, которое можно было бы сдавать в аренду. Речь идет только о том, чтобы набранные в возрастные секции дети могли спокойно заниматься, распределяя расписание занятий для каждой из групп. При том, что статус автономного учреждения не предусматривает даже оплаты коммунальных услуг и содержание имущества учредителем. Пока единственный выход - придерживаться существующей организационно-правовой формы: государственного бюджетного учреждения. Все финансирование такого типа учреждения будет зависеть от тех нормативов, которые будут установлены для выполнения государственного задания. Нормативы рассчитываются, исходя из средних затрат на одного ребенка. Последующий шаг: норматив умножается не на количество детей, занимающихся в спортшколе, а тоже по усмотрению учредителя. То есть, если в школе занимается 1500 детей, а субсидия на выполнение госзадания будет выделена на 500 детей, то остальные 1000 детей должны будут заниматься за неизвестно чьи деньги. Которые руководство школы, опять же своими силами вынуждено будет изыскивать у родителей, спонсоров (а где их сейчас найдешь?!) и других источников. Опять же, существует возможность увеличения планового задания и расширения вышеописанных нормативов, но учредитель должен быть реально заинтересован в выделении бюджетных средств именно нашей волейбольной спортшколе, коей тенденции, на данный момент, пока не наблюдается, к сожалению.
А все финансы сейчас в нашей стране выдаются под результат, соответственно школа должна занимать самые высокие места в соревнованиях, в которых принимает участие. Что в принципе так и есть! Не в пример другие спортшколы Москвы, которые оказывают исключительно платные услуги для своих воспитанниц, оплачиваемые их родителями. Участвуют они только в первенстве Москвы, не тратясь на особые переезды, участие в других соревнованиях и на летние детские лагеря, и не имея себе целью воспитание будущих чемпионок. То есть, денег, выделенных государством, для этого хватает. Но налицо противоречие: каждый год ВФВ создаются различные сборные по подготовке молодежи, в которые вызываются лучшие игроки со всей России и больше половины состава таких сборных состоит из воспитанниц именно спортшколы "Ника", так как они действительно, лучшие в России. Прекрасно, но без ведущих игроков команда спортшколы не может показывать хороших результатов в своих соревнованиях или разорваться для участия в сборах молодежных команд, первенств России по возрастным категориям, Молодежной лиге и т.д. К тому же игроки, вызванные для экспериментальных ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИХ молодежных сборных команд на срок около двух лет (!), не всегда возвращаются назад в спортшколу, так как увидев их в этих сборных, забирают к себе профессиональные клубы, при этом, не всегда выплачивая соответствующую компенсацию. Да и механизм выплат таких компенсаций слабо урегулирован. Спортшкола документально подтверждает, что не против перехода игроков в клубы высших дивизионов, прилагая при этом суммы, потраченные на подготовку игроков, которые, казалось бы, подлежат возмещению. Но суммы эти диаметрально расходятся с теми суммами, которые предусмотрены такими случаями регламентом ВФВ, где они, как показывает положение дел, занижены. Соответственно, спортшкола готовит игроков, а потом они исчезают, не возвращаются. При том, что все рады их успехам, получается какая-то бездонная яма и бесконечный дефицит потраченных финансовых ресурсов, при остром недофинансировании и тенденции всеобщей уравниловки с позиции государственных реформ, при которых дальнейшая работа спортшколы в таком режиме невозможна. Изменения грядут уже в будущем году, руководство школы вынуждено будет закрыть команду, которая сейчас принимает участие в розыгрыше чемпионата России по Высшей лиге Б.
К сожалению, не видим мы и реальной протекционистской финансовой политики по отношению к ведущим спортшколам страны по подготовке ближайшего резерва наших сборных команд ни со стороны ВФВ, ни со стороны Москомспорта. Поэтому та тенденция, которая легко прослеживается из написанного такова: игроки нужны и клубам, и сборным, но подготовку, выращивание этих игроков никто пока не взялся обеспечивать, видимо, полагаясь на то, что или у нас будут вечно появляться таланты-самородки, или школы будут функционировать на голом, ничем не подкрепленном энтузиазме их руководителей, людей, которым небезразлична судьба российского волейбола, но которых уже, к сожалению, очень мало осталось, единицы!
Хотя об этом говорится часто и много, только взяться исправлять ситуацию пока некому. Недавно состоялась конференция директоров спортшкол по различным видам спорта 52 регионов Российской Федерации и там, каждый из представителей говорил об одном и том же - жутком упадке, отсутствии финансирования, невозможности нормального функционирования спортшкол, при том, что по телевидению мы повсеместно слышим лозунги о грядущих победах в Сочи и других крупных соревнованиях!
Елена ГОДИНА