Прямая речь

24 ноября 2011

О маркетинге

 

Екатерина Гамова в одном из своих последних интервью сказала, что самые активные болельщики, которых она видела, - это турецкие болельщики. В данном случае, Екатерина так хорошо отозвалась о болельщиках клуба, за который она выступала в Турции - "Фенербахче". В этом же интервью она отмечает, что болельщики приходят на игры целыми династиями, болея даже не только за вид спорта, который им, безусловно, нравится, а за само движение "Фенербахче". Оно, как мы знаем, объединяет собой несколько видов спорта: футбол, баскетбол, волейбол и другие. Спортивное общество "Фенербахче" было основано в 1907 году и традиции того времени сохраняются и преумножаются в наше время.
С турками все ясно, но как дела обстоят у нас? В столице всего лишь одна женская волейбольная команда - "Динамо". А ведь физкультурно-спортивное общество "Динамо" немногим младше "Фенера". Оно было основано в 1923 году. У нас есть свои традиции, цвета клуба, одинаковое название. Но на сайте динамовских болельщиков есть новости только футбольного и хоккейного клубов. Объединение интересов, поддержка этими людьми своих любимых команд оказывается, соответственно, только двум столичным клубам. Хотя возрожденное волейбольное "Динамо" существует не так долго, но достижений у нас не меньше, особенно если сложить их с прошлыми. А игры бывают не менее зрелищными, чем хоккейный или футбольный матч. Только знают ли о существовании женского волейбола участники клуба болельщиков? Уверена, что знают. И объединяться нам нужно именно под эмблемой "Динамо". Ведь и у нас, а не в далекой Турции, есть династии болельщиков. Родители приходят с детьми, мужья с женами и много молодежи. На футболе в перерыве и до матча показывают ролики, снятые пресс-службой о том, как люди начали болеть за "Динамо", а не только ходить на футбол. Думаю здесь для привлечения болельщиков начать надо с анонсов предстоящих матчей волейбольного "Динамо" на футболе и хоккее.

 


Многие сетуют на то, что Москва - большой город, в котором сложно и долго добираться до определенных мест.  К тому же занятость населения иной раз совсем не позволяет успеть после окончания рабочего дня на волейбольный матч. Действительно, если раньше рабочее время было унифицировано, то сейчас все чаще используется схема ненормированного рабочего дня и совместительств. Поэтому влиять на аудиторию нужно?  выявляя целевые группы. Например, в близлежащих к УСЗ "Дружба", где мы проводим домашние матчи, районах. Определить потенциальных болельщиков, которые:
1) хотели бы прийти, но ничего не знают о мероприятии;
2) любят другой вид спорта, но не против посмотреть и волейбол;
3) работают недалеко и согласятся провести время-пик (пробки) на волейбольном матче;
4) учащиеся близлежащих ВУЗов, колледжей и старшеклассники.
Для всех этих групп нужно прямое и интенсивное воздействие рекламой (флайеры, анонсы, объявления).
Следующая группа людей, которая непосредственно заинтересована в посещении матчей динамовской команды - это люди, имеющие отношение к волейболу. А их не мало! Любительская волейбольная лига города Москвы - нам подмогой. В Москве насчитывается ни много, ни мало 113 мужских команд и 35 женских. Лигой проводятся регулярные первенства, часто участники приходят поддержать и московскую команду. Влияние и приобщение к постоянным приходам на игры как можно большего количества участников должно стать нашей первостепенной задачей. Но в этом случае мало анонсирования ближайших игр на сайте. Нужно проведение открытых тренировок и участие в совместных акциях, активное вовлечение любителей в дискуссионный процесс о событиях в российском и мировом волейболе. Кстати, в Польше нашу любительскую лигу заменяют университетские первенства. Волейбол там настолько демократичен, что команды бывают не полностью укомплектованы игроками одного пола, а что самое главное, при выборе формы тоже нет ограничений, вплоть до пришитых к шортам хвостов и шапочек, изображающих головы животных. Дополнить группу любителей волейбола смогут подростки, занимающиеся волейболом в московских спортшколах, с ними с удовольствием, думаю, придут их родители. Когда я была маленькой, мы всегда с родителями посещали игры обеих составов «Уралочки». Ведь было не просто интересно, я еще и училась, глядя на игру мастеров.

 


Нужно отметить, что время начала игр «Динамо» установлено графиком, который бы позволял учесть многие факторы, которые, конечно же, касаются и удобства зрителей. Но вместе с тем время стандартизировано - 17.00 в выходные дни и 19.00 - в рабочие. При этом учитывается жесткий график чемпионата, обилие игр, переездов, малое количество отдыха для спортсменок. Ведь даже театральные спектакли по всей Москве начинаются в 19.00 (за редким исключением в некоторых театрах, в выходные в 18.00). Опыт итальянских коллег подсказывает устанавливать игровое время в 20.30, но мы должны помнить, что даже в Италии это время используется только при трансляции матча по телевидению. Что, собственно, и является условием показа. Ведь даже телетрансляции платных каналов в Италии приведены в определенный порядок. Зрители знают, в какое время точно можно включить телевизор и увидеть игру. В этом тоже привитие культуры «боления», все мероприятия проводятся в определенном режиме и по знакомым всем правилам. А у нас, к сожалению, все происходит по остаточному принципу. Зачастую, если игру женского чемпионата и показывают, то в записи, ночью, когда нормальные люди уже спят, и тогда сам факт проведения ее в то время, когда укажет телевидение, бессмыслен. Только если мы доживем до времени, когда матчи станут показывать в прямую трансляцию. Пока это лишь матчи Лиги Чемпионов, которые дает НТВ+, что опять же является условием
CEV, а не только волей телекомпании, которая тоже предпочтет показать матчи мужских команд «живьем» в ущерб женским, если случится накладка по времени. 
Отличаемся мы и в социальной активности известных личностей - спортсменов. Я беру только волейбол в сравнении с международным опытом и популярными видами спорта в нашей стране. Возьмите, например, трансляцию футбольного матча. Сколько сделано рекламы с участием игроков в роликах спонсоров, причем реклама направлена именно на объединение "футболистов-небожителей" с простыми гражданами, болельщиками. Участие в социально-значимых проектах у нас вообще мертво. Максимум, на что соглашаются девушки, - фотосессии в модных журналах. Но этого мало и практически не несет в себе никакого смысла. Ведь такие же снимки можно было сделать и выставить на продажу, а после заработанные деньги потратить на благие цели. Существует множество фондов, проводящих различные акции, например, против того же курения, проблема которого уже вышла на общегосударственный уровень. Я видела отличный ролик с участием Логан Том о вреде курения, он был связан непосредственно с тем, что Логан волейболистка. Таким образом, она своим участием пропагандирует и свой вид спорта, его красоту в обмен на сигареты.
Реклама вообще, как известно, двигатель прогресса. Играя в Италии, нам было не так чтобы и сложно после тренировки по просьбе руководства команды, на часок зайти в супермаркет, который был нашим спонсором. Но не просто за покупками, а еще и сидя за столом посреди магазина - раздавая автографы посетителям и приглашая их на игры, вручая интересующимся билеты. Также часто проводились такие акции в детских интернатах, спорт-школах и даже в тюрьме для несовершеннолетних. Там была проведена совместная тренировка.
Все игроки топ-клубов Италии обеспечиваются клубом игровой и тренировочной формой, но не кроссовками. Так как с ранних лет девушки, благодаря своим агентам, заключают спонсорские контракты с производителями спортивной обуви. При этом клубу не нужно тратиться на обувь, а если бы еще заключить такой рекламный контракт на обеспечение всей формой, то сэкономленные средства также можно было бы потратить на привлечение болельщиков и другие нужды. Участвуя в различных промо-акциях для продвижения спонсора, игроки тем самым пропагандируют себя и собственный вид спорта. Процесс получается всегда взаимовыгодным.
Но на самой форме, взгляните, перечислено много спонсоров и партнеров клуба. Для привлечения и становления любителей волейбола нужно использовать воздействие непосредственно в офисах компаний, представленных в спонсорском листе. Всегда, когда прихожу в банк "Авангард" - наш главный спонсор - там присутствуют плакаты с изображением команды, но нужно бы добавить и расписание игр с указанием места проведения. Тогда и посетители, и сотрудники банка будут информированы и заинтересованы. Троллейбусы, курсирующие по всему городу, чаще всего стилизованы рекламой "Авангарда", можно использовать и этот способ тоже. Это только в случае с титульным спонсором. Я уже не говорю о том, сколько людей работает в самой структуре ФСБ, служба которых "и опасна, и трудна", но требует и активного отдыха, например, на волейбольных матчах. На смену постоянству приглашаемых курсантов могут прийти офицеры, которые по-настоящему любят волейбол и даже играют в него.
Об открытых тренировках я уже писала ранее, применительно к ЛВЛ, но такие тренировки можно устраивать и чаще, для всех желающих, будь то пресса или болельщики. Конечно, при соблюдении определенных условий: тишины и присутствия на верхнем ярусе трибун в "Луче", откуда смотреть даже удобнее. Но чтобы не мешать ни тренеру, ни игрокам.

 


Что касается опыта европейских стран. В Польше, в которой популярность волейбола необычайно возросла, тоже не все сразу делалось. Силами федерации волейбола Польши была привлечена маркетинговая компания, которой было поручено взять под контроль и профессиональное управление работу по привлечению зрителей. Доходило вплоть до того, что в зале на играх каждому пришедшему подавалось бесплатное пиво, конечно в ограниченном количестве, но для многих, особенно мужчин, это стало большим стимулом. К тому же был найден общий для мужской и женской лиги спонсор - компания сотового оператора «Plus». Они же сейчас являются спонсором национальных сборных Польши.
Почему бы не постараться и нашей федерации? Ведь у футболистов есть СОГАЗ, в хоккее помимо этого же СОГАЗа - "Мегафон", а у баскетбола Единая лига ВТБ. При этом нужно устраивать каждую игру так, чтобы это был праздник для болельщиков. Способов тому множество: игра света, программки, фотографии, атрибутика клуба, лазерные шоу, конкурсы для болельщиков, наконец, группы поддержки, которые могут быть короткими номерами профессиональных или любительских коллективов различных направлений танца или музыкального искусства. Порой даже в подземных переходах или на Арбате встречаются такие самородки, что если с ними правильно договориться, то они смогут устроить в пару минут между партиями интересное шоу.
В заключение скажу, что даже той немногой информации, которая уместилась в эту статью, будет достаточно для того, чтобы начать работу по привлечению зрителей на трибуны и совершенствованию проведения всего чемпионата России, если еще добавить поддержку телевидения и средств массовой информации. Но на все это нужны немалые средства, изыскивание которых и есть основная проблема. Процесс этот долгий, к которому привязывается и сама система проведения чемпионата, и несовершенство распределения финансовых ресурсов в клубах, и многое другое. Надеюсь, что первые шаги в этом направлении будут сделаны в ближайшее время, и, что самое главное, общими усилиями заинтересованных сторон.

Комментарии(2)

Sad222011-11-24 17:10
Про пиво для польских болельщиков это не шутка?
Могу сказать, что у поляков мне нравится спортивный тв канал, он хоть и общей тематики, но волейбол-ориентированный, у нас такого канала близко нет.
Ярослав Дмитриев2011-11-24 14:51
Будем ждать с нетерпением каких-то первых шагов по этому направлению.

Оставить свой комментарий:

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш комментарий *

Введите символы с картинки *
Генеральный партнер
ПАО АКБ «АВАНГАРД»ПАО АКБ «АВАНГАРД»
Ведущие партнеры
ООО "Газпроминвестхолдинг"ООО "Газпроминвестхолдинг"
ОАО "Северсталь"ОАО "Северсталь"
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
ФГУП "Рособоронэкспорт"ФГУП "Рособоронэкспорт"
ОАО «Центральная ППК»ОАО «Центральная ППК»
ПАО «СОВКОМБАНК»ПАО «СОВКОМБАНК»
ОАО «НОВАТЭК»ОАО «НОВАТЭК»
АО "Вертолеты России"АО "Вертолеты России"
ОАО «Военно-страховая компания»ОАО «Военно-страховая компания»
Российская корпорация средств связиРоссийская корпорация средств связи