О, спорт! Ты мир!
Пьер де Кубертен
В ожидании начала Олимпийских игр в Лондоне поразмышляем на тему спорта, в частности олимпийского, как направления деятельности человека. Олимпийский спорт содержит в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма. Качественно новая стадия осмысления спорта связывается с его влиянием на духовную сферу человека, как одну из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Осмысление ценностного потенциала спорта в социальном плане позволяет выделить два уровня ценностей: общественный и личностный. Спорт возникает и развивается как средство и форма выявления социального признания высших способностей человека.
Специфические ценности спорта обладают высокой интегративностью (целостностью) и вариативностью. В первую очередь это относится к воспитательной ценности спорта. Мы часто называем спорт «школой характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», таким образом, утверждая эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В широком олимпийском движении возрастает ценность спорта, как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике. Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в нем опыта познания резервных способностей человека. Спортсмены наглядно демонстрируют реализацию этих возможностей и намечают ориентиры будущих рекордов. Спорт имеет и немалое экономическое значение. Не зря в мире ведется борьба за право организации и проведения Олимпийских игр, Чемпионатов и Кубов мира, других престижных соревнований. Экономическая значимость спорта ужа давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от его коммерческой стороны. На сегодняшний день спорт также является одним из важнейших средств международного культурного обмена XXI века.
Мощнейший прорыв в область высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми технологиями в изготовлении оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных спортивных сооружений. Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Они становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии. Их высокая эффективность особенно ощутима в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тренировки. Спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью, востребованную всем мировым сообществом. По прогнозам социологов, в дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в международных центрах, тренеры работают в различных командах других стран. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: Комитет по делам спорта в Совете Европы, международные спортивные федерации по видам спорта, международные комитеты по оценке физического состояния населения и т.д. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, парламентами государств, принимаются международные декларации.
Понятия экономики и спорта в современных условиях неразделимы. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные СМИ. Зрелищность спорта очень высока, поскольку привлекает своей яркостью, непредсказуемостью и интригой. Дух спортивной борьбы, демонстрация высочайшей спортивной техники, красота и пластика, ожидание результат исхода состязаний вызывает интерес у миллионов болельщиков. Интенсивная коммерциализация современного спорта связывается с получением доходов: от спонсорской деятельности, от продажи телевизионных прав на трансляцию соревнований, от рекламных компаний, продажи билетов, символики, атрибутики, от средств, получаемых вследствие заключения контрактов со спортсменами и тренерами. Спорт создает рабочие места, производит широкий ассортимент товаров и услуг.
Известно, что XXI век провозглашен международными организациями веком образования, и в нем общеценностное образование должно найти свое достойное место в структуре общего образования современной молодежи. Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование в спорте идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основу физической и спортивной культуры. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается в Олимпийской Хартии, «в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума». Усвоение ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания. Недостаточное внимание к вопросам нравственного воспитания приводит к формированию у спортсменов эгоизма, стяжательства, алчности. Олимпийское воспитание, построенное на гуманистических идеалах, дает в руки тренеров и педагогов эффективные средства воздействия на социально-психологические качества юных спортсменов, нравственные и ценностные ориентации, установки, мотивы спортивной деятельности. Новые подходы, реализуемые в олимпийском воспитании, уже в ближайшее время должны пополнить ряды спортсменов людьми, обладающими высокой культурой, образованностью, развитым интеллектом, теми, кого мы называем «гармонично развитой личностью». Я надеюсь…