Диагональная и капитан московского «Динамо» Наталия Гончарова пообщалась в прямом эфире в Instagram с комментатором Матч ТВ и бывшей связующей «Динамо» Татьяной Грачевой. Самые интересные моменты беседы мы оформили в виде интервью.
- Сколько лет ты в Москве? Сколько лет, как ты приехала в Россию?
- По-моему я приехала в 2006 году. И уже будет тринадцатый или четырнадцатый сезон в «Динамо», я уже сбилась со счета. Я не изменяю своему клубу. Надеюсь, что еще несколько лет я буду здесь.
- Кто тебя пригласил и чьим было решение переехать в Россию и принять предложение московского «Динамо»?
- На юношеских и молодежных чемпионатах Европы, мира у нас (сборной Украины) было постоянное соперничество со сборной России, все время играли друг против друга в финалах. И «Динамо (Москва) вышло на нас. Мы даже не думали долго, просто было страшно уехать в другую страну. Но в России открывалось будущее намного лучше. Это был стресс для всей семьи, что мы будем далеко. Но нас с сестрой очень классно приняли в «Динамо». Тогда Леонид Зайко был главным тренером, он был как второй папа для нас. Так мы и остались здесь.
- Дольше тебя в «Динамо», наверное, только президент, генеральный директор и Леонид Николаевич Зайко. Чем так привлекательно играть за московское «Динамо»?
- Предложения от других клубов есть. Контракт длится год, и я всегда рассматриваю варианты. Но порой лучше остаться в том месте, где ты себя чувствуешь комфортно в плане игры, в плане отношения, что очень важно. Может, в другом месте есть лучшие финансовые условия, но для меня всегда в приоритете человеческое отношение.
- Как ты справилась с самоизоляцией?
- Первый месяц был самый сложный. Я не находила себе место, не знала, чем заниматься дома. Много кушали, просто потому что не знаешь, что сделать. Мне было сложно настроить себя на тренировку, так как находишься в закрытом пространстве, не хватает воздуха, какого-то движения. Потом я поняла, что надо уезжать из Москвы куда-нибудь за город. Мы нашли такой дом в Подмосковье, место, где можно и порыбачить. За городом очень классно - можно и побегать, позаниматься на свежем воздухе.
- Как ты отреагировала на то, что июльский сбор сборной России в Анапе отменили?
- Я хорошо отреагировала на эту ситуацию. Сейчас в связи с эпидемией некомфортно даже от одной мысли о том, что нужно куда-то лететь, ходить в городские больницы для прохождения углубленного медицинского обследования. Мне хочется как можно меньше этих контактов, передвижения. Страшно! Например, сейчас в российском футболе в «Ростове» и московском «Динамо» заболели игроки. Я не хотела бы прилететь в Анапу и чтобы кто-то из наших заболел. Для спокойствия, для здоровья лучше сейчас остаться в своих клубах.
- Кто был твой первый тренер?
- Мы с сестрой просто решили пойти в волейбол. Куда идти, мы не знали. Пришли в школу, и нашим первым тренером был футболист. Он не знал техник волейбола, правил. Например, у меня другой разбег.
- Кстати, почему ты так нестандартно, необычно разбегаешься?
- Потому что меня не учили правильно разбегаться. У меня получилось разбегаться вот так, поэтому такая техника разбега и осталась. Никто не пытался меня переучить. А когда уже захотели, то было уже поздно, я привыкла к игре с таким разбегом.
- Дальше ты выступала в юниорской и молодежной сборной Украины, с которыми выигрывала медали. Затем ты сменила спортивное гражданство. Как происходила твоя натурализация?
- Было вообще не сложно. Мы приняли гражданство, потом надо было принять и спортивное гражданство. Когда еще нельзя было играть за сборную России, меня пригласили в сборную. Не помню, кто тогда был тренером. Возможно, Владимир Иванович Кузюткин. У нас очень часто меняются тренеры. И за год до того, как я могла выступать за сборную России, я приехала, просто потренировалась со сборной. Мне было очень комфортно. У меня была большая мотивация приехать через год в сборную и показать, что я что-то могу, что могу чем-то помочь сборной России.
- Чем отличаются российские тренеры от иностранных?
- Может, немножко менталитетом. Все всегда говорят про наш менталитет, что его надо менять. Сейчас в сборную России пришел Серджио Бузато, у него чуть-чуть другое видение. Он пытается объяснить игрокам, что мы должны получать удовольствие от игры. Когда будешь получать удовольствие, тогда придет и результат. Мы должны играть просто для себя, расслабленно, чтобы было приятно, с хорошим настроением. Это действительно очень важно.
- Это было заметно на Кубке мира, где сборная России завоевала бронзу. Правда, что вы просили федерацию сохранить Бузато на посту главного тренера?
- Это правда. Я была одной из тех, кто очень сильно хотел этого. Даже в течение маленького периода работы с Серджио мне было очень комфортно. Я увидела, что за этот период команда стала командой. Мы сдружились, у нас было очень много тимбилдинга, Мы могли вместе пойти в ресторан пообедать, могли собраться вместе на час поиграть в какие-то игры, просто провести время командой. Такого раньше не было. Все расходились по своим комнатам, по делам. Нам нужно более тесное общение. Серджио привнес это в нашу команду, это понравилось, и это действовало.
- С кем ты больше всего общаешься в «Динамо» и в сборной?
- Больше всех общаюсь с Ирой Фетисовой. У нас есть общие интересы, мы сдружились с ней. У меня немного друзей. Есть близкие друзья, а с остальными игроками, коллегами я в хороших отношениях. Но более тесно общаюсь с Ирой. Вообще мои друзья в основном из волейбола, это и Кристина Шереметьева из «Динамо».
- Что ты читаешь, какие книги предпочитаешь брать на сборы, турниры?
- Сейчас я ничего не читаю, сейчас побольше тренируюсь. У меня есть щенок маленький, ему нужно много внимания, заботы. В основном читаю что-то легкое, романы, современную зарубежную литературу. Могу что-то по психологии прочитать. Чтение мне нравится больше для расслабления.
- В твоей семье есть профессиональные спортсмены, кроме сестры Валерии?
- Мама профессионально занималась баскетболом, папа - легкой атлетикой. У меня очень спортивная семья, все очень любят спорт. Бабушка и прабабушка занимались волейболом, дедушка — легкой атлетикой.
- Кого считаешь лучшей волейболисткой мира?
- Не могу ответить на этот вопрос. У каждой волейболистки есть интересные элементы игры. Если собрать элементы десяти волейболисток в одного человека, тогда я бы назвала этого игрока. А так нет игрока, которым я восхищаюсь.
- Перенос Олимпиады это плюс для нас?
- Думаю, что это плюс, все-таки есть целый год до Олимпиады. В России много игроков, ведется активная работа по раскрытию новых талантов. Может, за этот год кто-то проявит себя в новом сезоне, кто действительно может помочь сборной.
- Почему сборная России не выигрывает, чего не хватает нам? Что нужно сделать, чтобы мы пошли вверх с позорного восьмого места в мировом рейтинге?
- Нам не хватает именно веры в себя и в какой-то степени нам не хватает хорошей спортивной наглости. Мы должны выйти на площадку и не опустить руки, когда что-то не получается у нас или когда мы проиграли первую, вторую партию. Мы должны доказывать, что мы - Россия, должны выигрывать у тех сборных, которым сейчас проигрываем. Конечно, нужно и много тренироваться, и тренироваться правильно. Не тренировать ошибки, а тренировать то, что у нас очень хорошо получается. У нас высокорослая сборная, у нас всегда был отличный блок, атака. Сейчас у нас плохо получаются эти элементы. Я думаю, что Серджио Бузато прекрасно понимает, чего нам не хватает, много думает об этом. Если все-таки поедем на сборы в сборную, то думаю, что он будет тренировать нас правильно.
- Самый частый вопрос от мужской аудитории: занято ли твое сердце, Наталия? Можно ли пригласить тебя на кофе?
- Я никогда не соглашусь на приглашение на кофе по интернету. Мне это абсолютно неинтересно. Я в принципе не люблю общение через интернет, инстаграм. Я практически никому не отвечаю в соцсетях. Мое сердце свободно.
- Каким должен быть мужчина, чтобы он тебе понравился?
- В первую очередь он должен быть честным со мной. Для меня это очень важно. Если я чувствую, что человек меня обманывает, для меня это как красный свет. Я не хочу общаться с таким человеком. Это вообще касается отношений со всеми — с друзьями, родными. Что касается мужчины, то красивый и высокий - это тоже важно.
- С кем из связующих тебе комфортнее всего играть? Есть ли претензии к качеству передачи, когда приходит неопытный связующий?
- Не буду никого из связующих выделять, чтобы никого не обидеть. Но все должны понимать, что от связующей зависит и моя игра. Может, я слишком требовательна, кто-то обижается, но мне очень важно найти хороший контакт со связующей. От этого зависит, насколько я смогу помочь команде. Связующий — это мозг команды. Я требовательна к ним.
- Можешь ли по ходу игры предъявлять претензии связующей на площадке?
- Я могу корректировать связующего, но я считаю, что это разумно. Многим это даже нравится. Если что-то пошло не так, я попрошу давать передачу повыше-пониже, поближе к сетке, подальше от сетки. Это рабочие моменты, это абсолютно нормально.
- Тяжело ли тебе быть лидером, когда все ждут от тебя стопроцентной эффективности?
- С чувством ответственности сложно, потому что если что-то не получилось, проиграли, я чувствую себя некомфортно. Хочется, чтобы играла команда, а не один человек, чтобы не ждали результата от одного человека. Нас шесть человек, у которых свои позиции на площадке, и каждый вносит свою лепту в победу. Лидером быть тяжело, но хочется, чтобы было шесть лидеров на площадке.
- В «Динамо» пришла диагональная Анна Климец. Тебе нужна сильная замена или это нервирует тебя и хочешь быть одна?
- Я обожаю конкуренцию! Это очень классно, когда в команде есть конкуренция, когда игроки хотят что-то доказывать. От этого ты тренируешься лучше, ты хочешь показать свою самую лучшую игру. Это же классно! Отсутствие конкуренции расслабляет человека. Я за конкуренцию, чем больше конкурентов, тем лучше.
- Говоришь ли ты по-английски?
- По-английски могу говорить, но не в совершенстве. Поддержать беседу могу.
- Какая самая значимая победа в твоей карьере?
- Не могу назвать что-то определенное. Каждая победа доставляет большое удовольствие, удовлетворение. Очень приятно, когда выигрывали чемпионаты Европы. Я всегда радуюсь каждой победе в «Динамо». Я очень расстроилась из-за того, как прошел этот сезон, он вообще не получился у нас. Такой осадок остался на душе. Хочется показать в новом сезоне, что мы — московское «Динамо» и что наш последний результат был случайным.
- Почему ты играешь под номером 8?
- Это случайно. Я раньше играла под девятым номером, десятым. Когда пришла в «Динамо», был свободен восьмой номер. Он прилип ко мне, и теперь я восьмой номер. Ничего специально не придумывала.
- Кроме тебя кто еще лидер в московском «Динамо»?
- Сейчас сложно ответить, потому что игроки меняются. Раньше таким лидером была Вера Ветрова. Она была капитаном, могла где-то и прикрикнуть, что-то посоветовать игрокам.
- Как относишься к расширенному составу сборной, который Бузато вызвал на сбор?
- Отношусь абсолютно нормально. Это правильное решение - пригласить больше волейболисток, чтобы посмотреть на них. Есть время проверить их. Бывают люди, у которых все классно получается на тренировке, а на площадке у них большой стресс и они не могут перенести на игру то, что хорошо делают на тренировках. Значит, Серджио увидел в волейболистках из расширенного списка потенциал и будет строить команду.
- Ты же играла в доигровке? Какие были ощущения?
- Я до сих говорю всем тренерам: если нужна помощь в приеме, я готова встать в прием. Мне очень нравится этот элемент. Может, если бы я чаще тренировала его, могла бы играть в доигровке. Но как-то не особо хотят ставить меня в доигровку. В общем, мне нравится и диагональной быть, и доигровщицей.
- Как ты относишься к болельщикам, как общаешься с ними?
- Я хорошо отношусь, потому что без болельщиков было бы грустно и тяжело играть. Наши болельщики это наша сила. Я люблю адекватных болельщиков. Я не люблю, когда после игры хватают за руку или за майку, мне это неприятно, я сразу убегу. Я люблю адекватное общение. Когда люди попросили сфотографироваться, просто поговорить, я всегда готова ответить взаимностью.
- Будешь ли подавать подачу в прыжке, как при Зоране Терзиче?
- Возможно. Почему нет? Если буду тренировать и тренер будет заинтересован в этом, я не против.
- Главный тренер «Динамо» Желько Булатович выглядит суровым. Какой он на самом деле?
- На самом деле он очень веселый человек, добрый. Что самое главное - он очень хорошо разбирается в волейболе. Мне нравится работать с ним, то, как он готовит команду, как проводит перерывы в игре. Думаю, с ним можем добиться хороших результатов.
- Все время встречаемся с клубами Италии и Турции в плей-офф еврокубков и все время проигрываем им. Почему?
- Не знаю, значит, они лучше готовы. Я, как спортсмен, хочу выигрывать, но чего-то нам не хватает. Может, за счет менталитета они выигрывают. Мы так же, как и они, тренируемся, много работаем.
- Кем ты себя видишь после окончания спортивной карьеры?
- Мне бы очень хотелось иметь какое-то свое дело. Например, этим делом может быть салон красоты. Мне это очень интересно. Я бы хотела заниматься этим делом, следить, контролировать, растить его как дитя.
- Расскажи про свое питание и сколько времени посвящаешь не волейбольным тренировкам?
- Из-за самоизоляции такие тренировки действительно нужны, потому что если просто сидеть на диване, это скажется на фигуре, это просто ужас. Любовь к физическим тренировкам мне привил Дамир Колец, который возвращается в «Динамо». В свое время он показал мне, как нужно заниматься, я увидела результат. Я занимаюсь по программам Дамира, я считаю этого человека гениальным, он все время учится. Я вижу результат в его тренировках.
Что касается питания, то я не человек, который очень правильно питается, но на карантине я поняла, что всё, Наташа, остановись, хватит кушать. Надо начинать правильно питаться. Я просто убрала из своего рациона сладкое, углеводы, хлеб. Просто правильно кушаю, как и все.
- Скучаешь ли ты по Украине?
- Я скучаю по Украине, я очень люблю Украину. Езжу туда не часто, раз в год, а иногда не получается приехать раз в год. Сейчас закрыты границы, и в этом году я не приехала и не увидела ни бабушек, ни дедушек.
- Как долго ты собираешься играть в волейбол?
- Буду играть столько, сколько позволит здоровье и сколько будет желание. Если пропадет желание, я не вижу смысла продолжать играть, это уже будет мучение. Если есть хорошее здоровье, есть желание, я буду играть как можно дольше.
- На площадке тебя редко можно увидеть в огне. Можно ли тебя вывести из себя на площадке?
- На площадке вряд ли меня можно вывести из себя. Но это не значит, что я такая сдержанная и каменная, как многие считают. Я живой человек, очень эмоциональный, очень переживаю внутри, часто стесняюсь. При спокойствии на лице я могу очень волноваться, а внутри огонь.
- Перед игрой важно быть спокойным или нужно чувствовать это подрагивание, волнение?
- Для меня очень важно чувствовать это подрагивание. Если нет никакого волнения, значит, тебе неинтересно. Ты должен чувствовать волнение, но адекватное волнение, чтобы не перегореть. Такое волнение очень помогает.
- Почему ты не поешь гимн России перед играми, выступая за сборную?
- Я пою гимн про себя. Возможно, я стесняюсь петь. Я знаю, что многие болельщики возмущены, что я не пою гимн. Иногда пою его, когда мы выигрываем что-то значимое. Самое главное, что я играю за сборную России, хочу играть за нее и хочу, чтобы наша сборная начала выигрывать, а болельщики гордились нами.
- Насколько Олимпийские игры отличаются от других турниров?
- Я почувствовала эту разницу, на Олимпиаде я почему-то чувствую большое волнение. В Лондоне я прямо очень сильно волновалась перед первой игрой, тогда волнение мешало мне. Затем было легче. Наверное, чувствуешь больше ответственности, потому что Олимпийские игры смотрит большое количество зрителей, а не только любители волейбола. Хочется не опозориться и показать хороший результат.
- Первый брак — определенный жизненный опыт. Сейчас кажется, ты не торопишься выйти замуж.
- Не тороплюсь. Для того, чтобы я вышла замуж в следующий раз, я должна прямо верить этому человеку. Сейчас почему-то это большая проблема для женщин — найти хорошего человека.
- Тебя так мало в эфирах, на фотографиях, в рекламе. Не предлагают или отказываешься?
- Предлагают, но я больше отказываюсь. Все это мне неблизко по духу. И от рекламы, от съемок в журналах отказываюсь. Я стеснительный человек. Мне легче отказаться, чем пойти на такие мероприятия.
- Как ты увлеклась рыбалкой?
- В детстве. Я очень часто с папой ходила на рыбалку, и с самого детства полюбила ее. Рыбалка очень успокаивает меня. Ранее утро, тишина, удочка - мне очень нравится это.
- После волейбола где бы ты хотела жить?
- Не знаю. Сама жизнь потом подскажет мне, где лучше жить. Мне очень нравится в Хорватии, их море, природа. Я два года подряд ездила туда с мамой, семьей, подругами. Но не скажу, что хотела бы жить в этой стране. Мне нравится отдыхать в разных странах. Мне очень нравится Бали, атмосфера на этом острове. Бали действует на меня успокаивающе.
- После Олимпийских игр нет желания сделать перерыв в карьере?
- У меня даже мыслей таких нет, чтобы после Олимпиады или после какого-то сезона взять паузу. Единственное, чего хочется после Олимпиады или чемпионата мира — небольшого отдыха. Это очень важно, потому что ты отдаешь много энергии, сил, и потом не хватает эмоций, чтобы сразу играть в чемпионате России. Каждому игроку надо давать отдых, чтобы снова появилось желание тренироваться на полную мощь.
- Кто самый веселый игрок в нашей сборной?
- У каждого свой юморок, каждый по-разному развлекается. Много веселых энергичных игроков, как Ира Королёва. Ира Фетисова — тоже очень веселый человечек, в жизни она безумно веселая. Самое главное, чтобы в команде были просто хорошие отношения.
- Как оценишь переход Наталии Перейры в «Динамо»?
- Это отличный трансфер для нашего клуба. Я играла против Наталии Перейры в юниорской и молодежной сборной. Мне кажется, она очень эмоциональный игрок, заводной. Она профессионал, показывает отличный волейбол. Наталия поможет нашему клубу.
- Кто из легионеров легче всего прижился в «Динамо»?
- Мне больше всего понравилась Майя Поляк. Это тот человек, который может быть лидером, капитаном, на которого хочется равняться в плане отношения к спорту, ее поведения на площадке. Мне было интересно наблюдать за Майей.